Восточные славяне в древности

Предыстория славян уходит своими корнями в глубокую древность. По языку, культурным и антропологическим особенностям славянский этнос относят к индоевропейской семье. Ученые предполагают, что многие современные народы Европы и Азии имеют общих предков, которых принято называть индоевропейцами. Свидетельством общности индоевропейцев являются близкие для многих народов черты в строении древних жилищ, религиозных культах, языковых элементах. На основании данных археологии и лингвистики установлено, что индоевропейцы жили от Центральной Европы до Урала. В период неолита, то есть в III тыс. до н.э., индоевропейцы начали расселяться на запад и восток. Они разделились на 3 группы: восточную (Индия и Иран), западную (Западная Европа) и балто-славянскую (Восточная Европа). На рубеже III – II тыс. до н.э., в период бронзового века, когда обладание металлическими орудиями труда и оружием обусловили быстрое развитие индоевропейских племен, они начали обособляться друг от друга и говорить на разных диалектах.

Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу самых дискуссионных в исторической науке. Выделение древнейших славян (праславян) из индоевропейской языковой и этнической общности относят к эпохе бронзы (II тыс. до н.э.), когда племена перешли к кочевому скотоводству и заселили Центральную и Восточную Европу. Существует несколько версий о местах раннего расселения славянского этноса.

Представление о том, что славянские народы некогда имели общую прародину, из которой затем расселились по территории Западной, Южной и Восточной Европы, берет свое начало в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет» (начало ХII в.). Создавший ее монах Нестор приводит мифологическую родословную славян, возводя ее к младшему сыну библейского Ноя – Иафету, который получил в удел Северные и Западные земли. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда они, теснимые римлянами, были вынуждены переселиться на Вислу и Днепр. Так на основе начальной летописи и свидетельств римского историка Тацита сложилась «дунайская» версия прародины славян, которой придерживались русские историки С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. Последний рассматривал Карпаты как промежуточный этап в движении славян с дунайской прародины на территорию Восточной Европы, где они задержались до VI – VII вв.

Другие историки определяли прародину славян севернее: в междуречье Вислы и Одера или в Среднем Поднепровье и бассейне Припяти. Одним из сторонников такой версии был академик А.А. Шахматов. Он определял славянскую прародину в бассейне Западной Двины, вблизи Балтийского побережья. По его мнению, этот регион стал исходным пунктом славянских миграций. Отсюда единый славянский массив продвинулся на среднее и верхнее течение Вислы. Это направление колонизации втянуло славян в Великое переселение народов. Далее они уже разошлись разными потоками: одни двинулись на юг в пределы Византии, другие – на Русскую равнину, третьи – на запад вплоть до Одера. Шахматов утверждал, что славяне не были пришельцами в Восточную Европу, а сложились на ее огромных просторах в результате консолидации отдельных родоплеменных образований.

Академик Б.А. Рыбаков на основании археологических данных предпринял попытку объединить обе версии решения проблемы славянской прародины и этногенеза. Согласно его теории, славяне принадлежали к древнему индоевропейскому единству, которое сложилось в V–IV тыс. до н.э. в северо-восточной части Балканского полуострова и на территории Малой Азии. На рубеже III и II тыс. до н.э., когда в Европе развилось пастушеское хозяйство, скотоводческие племена в поисках пастбищ расселились по Европе, некоторые ушли на Средний Восток, в Северную Индию, Среднюю Азию. Тогда и началось разделение индоевропейцев на этноязыковые группы: кельтскую, германскую, романскую, славянскую, греческую, иранскую, балтийскую. При этом праславяне заняли широкую полосу Центральной и Восточной Европы. На западе эту зону ограничивали Судеты, Татры и Карпаты, на севере – Балтийское море, восточным рубежом служила река Припять, а южная граница проходила по верховьям Днестра и Южного Буга, захватывая бассейн реки Роси, впадавшей в Днепр.

На этом огромном пространстве единый праславянский этнос развивался вплоть до середины I тыс. н.э. в непосредственном соприкосновении с другими народами как индоевропейской семьи, так и финно-угорской и тюркской языковой семьи. С III – IV вв. н.э. славяне присоединились к Великому переселению народов. На этом этапе они участвовали в нем пассивно. Они либо добровольно присоединялись к тому или иному могущественному племенному союзу, либо включались в него насильно. Так, в III – первой половине IV в. н.э. славяне входили в готский племенной союз, доминировавший в Северном Причерноморье, во второй половине IV – V вв. н.э. – в состав державы гуннов на той же территории, а в VI в. в состав Аварского каганата.

В VI – VII вв. в составе единого славянского этноса происходит постепенное выделение трех этнических групп – западных, южных и восточных славян. Арабским и европейским хронистам VI в. славяне были известны под тремя именами – венедов, склавенов и антов. Венедов они помещали к северо-востоку от Карпат в верховьях Вислы и Днестра, склавенов – в районе Нижнего Дуная, а антов, по словам историка Иордана, «самых могущественных среди славян», – вдоль широкой полосы от Дуная до Азовского моря.

К этому периоду относится упоминание об антах и отождествлении их со славянами в византийских источниках. По словам автора византийского военного трактата конца VI в. «Стратегикона», анты и славяне «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе». О близости происхождения славян и антов пишет и другой византийский автор VI в. Прокопий Кесарийский. Он сообщает, что анты и славяне ничем не отличались друг от друга по языку и обычаям. На основании этих свидетельств в исторической науке возникло предположение, что антами в Византии называли именно восточных славян, которые жили в низовьях Днепра и Буга и в Прикарпатье. Само слово «ант» – иранского происхождения и означает «житель окраины». По-видимому, так византийские авторы называли население пограничной территории, где проживали как славянские, так и ираноязычные племена. Об этом свидетельствует и большое число заимствованных из иранских языков слов – собака, топор, хата.

Уже в VII – VIII вв. употребление названия «славяне» вытесняет в письменных источниках прочие наименования. Термин «славяне», по всей видимости, – это самоназвание этнической общности, означает – умеющие говорить, и отличающее их от прочих – «немцев», то есть немых, не умеющих говорить.

Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие. Природно-географические условия оказывали решающее влияние на выбор системы земледелия. Жители Поднепровья использовали перелог, в северной зоне преобладала подсечно-огневая система земледелия. В степных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали землю до ее истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановится полностью естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной. В лесах же применялась подсечная (или подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями. Полученный удобренный участок, как и при залежной системе, использовали до истощения. В результате хозяйственная деятельность приняла у славян ярко выраженное экстенсивное направление.

Основными сельскохозяйственными культурами были: пшеница, рожь, гречиха, ячмень, просо. По мере продвижения на север пшеницу теснили более выносливые и приспособленные к континентальному климату культуры, прежде всего рожь. Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово «скот» означало также деньги.

У славян также были распространены лесные и речные промыслы. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами «бортями» и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек. Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши.

Историки связывают с природно-географическими особенностями хозяйственной деятельности восточных славян и необычайную устойчивость общинных порядков. Общинные формы существования рассматриваются как способ выживания восточнославянского этноса.

Потребности домашнего хозяйства вызывали необходимость создания ремесленных изделий: развивалось кузнечное дело, гончарное производство, ткачество. Но в VI – VII вв. ремесло еще не было отделено от сельского хозяйства. К VIII – IX вв. происходит улучшение техники землепользования и совершенствование орудий труда, что позволяет собирать лучший урожай. Теперь отдельная часть соплеменников могла сосредоточить усилия на изготовлении ремесленных изделий в отрыве от занятия земледелием. Происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. Некоторые ремесленники начинают селиться отдельно, образовывая городища – центры небольших округов. На их месте со временем возникают города, такие, как: Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль. Города, стоявшие на важнейших торговых путях – «из варяг в греки», – становятся торговыми, а затем и политическими центрами.

Столетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный защитить сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание – вече и племенной вождь, выступавший как военный предводитель.

Суровые климатические условия, необходимость защиты от внешних врагов заставляли славянские племена объединяться в племенные союзы, которые расселялись от Ладоги и Чудского озера – на севере до Днестра и склонов Карпатских гор – на юге. В VII – VIII вв. у славян уже идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. В «Повести временных лет» сообщается о крупных восточнославянских племенных группах: полянах, живших на Днепре возле Киева, их соседях: древлянах, словенах, или ильменских славянах, у озера Ильмень (будущие новгородцы), дреговичах, живших между Припятью и Западной Двиной, кривичах, главным городом которых был Смоленск, полочанах, селившихся на берегах реки Полоты, северянах (северных соседях полян), радимичах, живших в бассейне реки Сож и вятичах – в бассейне Оки. Речь идет о больших племенных союзах, образование которых непосредственно предшествует возникновению государства. Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое «княженье». Изменялись взаимоотношения между племенами, входившими в союз: эта форма объединения способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений.

Политической основой союзов восточнославянских племен являлись институты «военной демократии». Во главе союзов стояли князья, выполнявшие управленческие и военные функции. В этот период княжеская власть носила еще вождеский характер. Князь был первым среди равных. Его власть была не столько привилегией и господством, сколько обязанностью, властным полномочием. Наряду с князем и дружиной большую роль играло народное собрание – вече и совет старейшин.

Заметную роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей. Одновременно вокруг князей складываются дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало ликвидации всеобщего вооружения народа – ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины – существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

По археологическим данным можно судить о быте древних славян. Их поселения располагались по берегам рек. Несколько поселков составляли древнеславянскую общину – вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привело к имущественной, а тем более, социальной дифференциации внутри верви и выделению из нее богатых семей.

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Славянский пантеон – это, прежде всего, пантеон земледельческих богов. Важное место в нем занимал Род – бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия – Рожаниц. Ярило – бог пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Все это были «главные» славянские боги, при этом у каждого племени были свои, особо почитаемые боги. Важное место занимал Перун – бог стал небесным покровителем князя и дружины. Соперником Перуна был Велес – покровитель домашних животных и богатства. Впоследствии его место заняли боги, распределители богатств, – Даждьбог и Стрибог, почитавшиеся еще предками славян. В числе богов, удостоившихся места в пантеоне киевского князя, встречается единственное женское божество – Мокошь. Это была славянская богиня плодородия и жена громовержца Перуна. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще в течение многих веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: