1. Предмет, объект и методы экономической психологии.
Экономическая психология – это «отрасль психологии, изучающая психические особенности субъекта экономической деятельности, формы психического отражения экономических явлений в сознании индивидов, групп, слоев, классов, народов, а также экономическое поведение, основанное на них».
Предмет экономической психологии в первом приближении можно определить так: экономическое сознание и закономерности психического отражения человеком общественных отношений, складывающихся в процессе производства жизненных благ, в их взаимосвязи с производительными силами, причем не самих общественных отношений, а их идеальной формы в сознании человека, состоящий в процессе и в результате психического отражения.
При этом нужно подчеркнуть, что психическое отражение означает не только воспроизведение в сознании человека идеальной картины мира, но и психическую регуляцию поведения и деятельности человека в соответствии с этой идеальной картины.
|
|
Вся совокупность методов, используемых в экономической психологии, может быть разделена на три группы:
• методы, традиционно используемые в психологических исследованиях (наблюдение, эксперимент, анкетирование, различные виды опросов и интервью, тестирование, математико-статистические методы обработки и объективизации данных);
• экономические методы и методы, используемые в смежных научных направлениях (метод математического моделирования, логико-теоретический анализ, синтез, метод абстракции, исторический подход);
• методы экономической психологии, разработанные с учетом специфики данной научной дисциплины (например, экономико-психологический эксперимент, который проводится по схеме традиционного экономического эксперимента, но с психологическим оснащением).
2. Связь экономической психологии с другими науками.
Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии – общая и дифференциальная психологии. Кроме того экономическая психология тесно связана с психологией личности, психологией труда, возрастной и педагогической психологией, этнической психологией, экономической социологией, а также со специальными научно-практическими дисциплинами.
Эти науки предлагают результаты многочисленных исследований в области психических процессов и состояний, индивидуальных различий людей, культурно и социально обусловленного поведения, различные теории, закономерности, методы получения данных. В русле этих наук исследуются качества человеческой души, ее проявления и факторы, влияющие на формирование личности, индивидуума, психологические механизмы нашего поведения, определяемые влиянием других людей и ситуаций, взаимным общением, и т.д.
|
|
3. Методологические принципы экономической психологии.
1. Принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются универсальными, благ. Психологические особенности экономического поведения имеют культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общества.
2. Принцип субъектности означает, что человек не является пассивным объектом экономических действий и влияния экономических условий; это активный субъект, реализующий различные виды экономического поведения и вступает в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами (индивидуальными и групповыми). Основными признаками субъектности являются активность, осознанность действий, целостность и избирательность.
3. Принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречий между экономическим поведением субъекта и его сознанием.
4. Принцип взаимного Связи и взаимного влияния экономических и социально -психологических явлений означает наличие взаимодействия экономических и социально-психологических явлений в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регулированием экономического поведения субъектов.
5. Принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики относительно экономической психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в частности экспериментальных исследований, так и с практической психологической деятельностью в различных сферах экономической жизни. Он предполагает обращение психологов практиков к теории и методов научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований, исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни общества [96].
6. Принцип комплексности и междисциплинарности предполагает рассмотрение во взаимной связи трех типов экономической реальности:
• рынок (прежде всего психология потребителя и психология ведения домашнего хозяйства);
• бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.);
• отношения «общество - гражданин» (налоги, доходы, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики).
4. Модель «экономического человека».
1 Экономический человек существует на конкурентном рынке и конкурентный рынок предполагает взаимосвязь с другими людьми.
2 Экономический человек рационален с точки зрения механизмов принятия решений он способен к постановке целей, к последовательному её достижению. Всегда рассчитывает издержки в выборе целей.
3 Экономический человек обладает полной информацией о ситуации, в которой он действует
4 Экономический человек эгоистичен и всегда стремится к максимуму выгоды.
5. Отношение человека к собственности.
В русском языке термин "собственность" имеет два значения:
- как обозначение какого-либо имущества (в форме каких-либо предметов – объектов собственности);
- как отражение факта принадлежности какого-либо имущества субъекту собственности.
Собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения тех или иных благ (продуктов природы, опосредованных или не опосредованных трудом). Поскольку способы присвоения меняются от эпохи к эпохе, можно дать более точное определение: собственность – это отношения между людьми по поводу конкретно-исторического способа присвоения материальных и духовых благ. Иначе говоря, собственность – это конкретно-исторический способ присвоения материальных и духовных благ.
|
|
Не следует отождествлять отношения собственности и присвоение, поскольку существует его противоположность – отчуждение. Оно возникает, например, когда одна часть общества захватывает все средства производства, а другая часть остается без всяких источников существования.
6. Культуральные и социальные различия в отношении к деньгам.
Как правило, природа традиций связана с системой самосохранения, вырабатывавшейся у народов на протяжении длительного времени и отразившейся в их менталитете.
Даже в ^ Японии из-за многовековой изоляции сохраняется специфика отношения к деньгам. Они копятся для традиционных, почти культовых поездок. Отлична от европейской структура трат на предметы домашнего обихода и т. д.
Повышенный интерес к накоплению денег, часто в их золотом эквиваленте, со хранился у евреев, многие века вынужденных думать "о черном дне".
Склонны прятать деньги белорусы, поскольку вся история их страны отличается нестабильностью. Не было войны, которая бы не прошла по их территории.
У русских (в России) – от бродяги до купца – в целом легкое отношение к деньгам, которых никогда не было много и их могли в любой момент отобрать.
Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения.
В традиции многих восточных народов принято щедро принимать гостя. Нередко для приема занимают деньги, продукты. В этой акции участвует весь семейный клан. Принято из дальних краев привозить подарки всем родственникам. Всегда щедро относились к гостю и русские. Правда, обходились для этого большей частью силами одной семьи.
Среди ряда европейских народов, воспитанных в духе протестантизма и лютеранства, в традициях уважения к труду и получению за него денег, сформировались установки на индивидуальное их использование: гостей встречают скромно, в ресторане гость сам платит за себя и т. д.
В России, где традиционно проявление крайних чувств и действий, длительное пребывание в состоянии формального денежного равенства усилило негативное восприятие нарастающего неравенства. Эти факторы считаются его основным мерилом. Люди осознают свое ранговое положение на шкале материального благополучия и аффективно относятся к нему.
7. Возрастные и половые различия в отношении к деньгам.
|
|
Возрастные различия.
4-6 лет – элемент отношения к деньгам и покупкам.
6-8 лет – понятие о денежной системе
9-10 лет – появляются понятия богатства и бедности
10-12 лет – понятие денег, умение строить экономические отношения
12-15 лет – знания о деньгах приближены к знаниям взрослых, функция денег(вовлечение в самостоятельную жизнь)