Экспертные оценки качества медицинской помощи

Экспертиза качества медицинской помощи в силу определенной специфики проблемы затрагивает интересы многих государственных, общественных, частных и прочих организаций и учреждений, а также отдельных граждан. Если попытаться представить систему защиты пациента от некачественной медицинской помощи, то она окажется весьма сложной и во многих разделах законодательно не обеспеченной, тут и субъекты медицинского страхования, и ЛПУ, и органы управления здравоохранением, и научно-исследовательские и образовательные медицинские учреждения и многие другие, которые имеют определенные функции в подготовке, обеспечении, оказании и оценке уровня доступности и качества медицинской помощи.

Вся эта сложная система состоит из достаточного числа элементов, которые представляют одну из трех сторон:

1. Производители медицинских услуг, по функциональным признакам их представляют ЛПУ, аптечные учреждения, органы управления здравоохранением, местная администрация, профессиональные медицинские ассоциации, научно-исследовательские учреждения медицинского профиля.

2. Потребители медицинских услуг, их представляют пациенты-граждане РФ, страхователи работающих и неработающих граждан, профсоюзы и другие общественные организации, в т. ч. Союз потребителей РФ.

3. Страховые медицинские организации - Фонды ОМС, территориальные комитеты по антимонопольной политике, а также территориальные отделения Госстандарта РФ.

Таким образом, в сложившейся ситуации в России выполнение функций защиты прав граждан на оказание качественной и безопасной медицинской помощи возлагается на представителей всех трех сторон:

  • органы государственного управления;
  • профсоюзные организации;
  • общественные организации, в т.ч. Союз потребителей РФ;
  • страховые медицинские организации;
  • Госстандарт РФ;
  • Государственный комитет по антимонопольной политике РФ.

Органы государственного управления осуществляют свои функции в соответствии со статьей 6 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» и статьей 42 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с существующим законодательством России органы управления здравоохранением отвечают за готовность медицинских учреждений оказывать медицинскую помощь надлежащего качества. Они несут ответственность в области охраны здоровья населения территории, для чего имеют определенные ресурсы, которые должны обеспечить следующее:

  • профессиональную подготовку медицинских кадров;
  • необходимый уровень научных исследований по проблемам оказания медицинской помощи населению и охраны его здоровья;
  • развитие и поддержание функционирования на должном уровне материально-технической базы учреждений здравоохранения;
  • субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках территориальной базовой программы;
  • оплату дорогостоящих видов медицинской помощи и обеспечение оказания их на должном уровне;
  • финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально-значимых заболеваниях;
  • организацию оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и пр.

Основным элементом этой системы является определение степени достижения конкретного результата, которым в зависимости от оцениваемого объекта могут быть:

  • показатели динамики состояния пациентов при оценке эффективности лечебно-диагностического процесса;
  • показатели динамики их здоровья при оценке здоровья определенных контингентов;
  • удовлетворенность пациентов, врача, медицинского работника;
  • создание гуманных условий больному в терминальной стадии заболевания;
  • степень социальной (социально-экономической) адаптации пациента и пр.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: