Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд и ограничений на использование:
§ в силу своей сущности стратегическое управление не может дать точной и детальной картины будущего;
§ оно не может быть сведено к набору стандартных процедур и схем, предписывающих однозначный способ решения проблем развития в определенных условиях;
§ организация работ по стратегическому управлению требует огромных усилий, больших затрат времени и средств;
§ предполагает создание сильной организационной культуры, систем мотивации и организации труда, определенной гибкости.
Недостатки процесса обработки данных, которые влияют на процесс принятия решений в управлении
Обработанная информация ограничена, ей не хватает полноты
§ Большая часть информации носит обобщённый характер, не позволяющий использовать её эффективно
§ «Запаздывание» обработанной информации
§ Ненадёжность (неточности, искажения и т.д.)
Западные эксперты считают, что стратегический менеджмент 90-х годов - это менеджмент в быстро изменяющихся условиях. Выдвигаются новые цели и задачи, и, естественно, требуются адекватные ответные изменения внутри самой компании.
В числе таких главных обстоятельств, на которые необходимо реагировать организации, следует выделить прежде всего:
§ усиливающуюся глобализацию, более интенсивную конкуренцию,
§ высокие цены на сырье и материалы,
§ сокращение жизненного цикла изделий,
§ трудности в получении средств на исследования и разработки,
§ необходимость постоянно увеличивать внутрифирменную гибкость и адаптивность организации,
§ внедрять новые формы кооперации, в том числе международной.
СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ РАЗДЕЛОВ:
• миссии фирмы;
• конкурентные преимущества;
• рынки сбыта продукции, работ и услуг;
• ресурсы, необходимые для деятельности;
• культура и компетентность управленческого персонала;
• программы развития сфер деятельности фирмы;
• продукция, ее характеристика, качество, надежность;
• организация дела (бизнес-процессов);
• требуемые структурные изменения в сфере производства и менеджмента.
ВЫДЕЛЯЮТ НЕСКОЛЬКО НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ (КЛЮЧЕВЫХ) ПРОСТРАНСТВ, В РАМКАХ КОТОРЫХ ПРЕДПРИЯТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ:
Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.
Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.
Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.
Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.
Финансы. Общая цель — сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.
Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.
Менеджмент. Ключевая цель в этой области — определение критических сфер управленческого воздействия.