Важнейшей составляющей основ конституционного строя РФ является то, что в основу построения и осуществления государственной власти в России положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть разделения властей заключается в относительной самостоятельности государственных органов принадлежащих к определенной ветви власти в своей деятельности. Разделение властей предполагает также возможность государственного органа противопоставить собственное мнение мнению другого органа, принадлежащего к другой ветви власти, в четком распределении полномочий между государственными органами и возможности противостоять захвату власти одной из ветвей, государственным органом или должностным лицом. Конституция гарантирует невмешательство государственных органов различных ветвей власти в компетенцию друг друга.
Теория разделения властей была обусловлена борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Идею разделения властей впервые высказал Дж. Локк. Он же первый исследовал эту проблему с точки зрения представительной демократии посредством анализа существенных черт английской конституции. Именно у Дж. Локка почерпнул эту идею Ш. Л. Монтескье: он видел в идее разделения властей гарантию свободы личности, без которой немыслима демократия. Ш. Л. Монтескье писал, что в каждом государстве есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые имеют достаточно определенную компетенцию. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествие. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.
|
|
Последовательно рассмотрев каждую из указанных властей, а также различные их взаимные комбинации, Монтескье пришел к выводу; главная опасность для свободы граждан заключается в объединении всех трех властей в одних руках, которое делает гражданина совершенно беззащитным перед лицом государства.
Фундаментальное значение имеет положение Монтескье о том, что объединение законодательной и исполнительной властей ведет к абсолютизму, а потому в принципе они должны быть отделены друг от друта. Главной задачей судебной власти Монтескье называл защиту прав граждан. Какая-либо форма ее зависимости ведет к тирании. Все эти власти - законодательная, исполнительная и судебная - находятся в тесной взаимозависимости и взаимодействии друг с другом, в результате чего на практике они ограничивают друг друга.
|
|
Суть разделения властей - в обеспечении защиты власти свободы граждан путем создания системы «сдержек и противовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом. Концепцию разделения властей Ш. Л. Монтескье принято называть организационно-правовой.
В отличие от Монтескье Руссо считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа. Заслуга Руссо - указание на источник власти - народ. Концепцию разделения властей Руссо называют социологической.
Модель организации власти, которая была предложена Монтескье и отражена в теории, можно назвать горизонтальным разделением властей. Она выдержала проверку временем и стала краеугольным камнем современного конституционализма в демократических государствах. Конституции практически всех стран мира закрепляют этот принцип, ставший неотъемлемым признаком демократического правового государства.
В федеративных государствах кроме горизонтального разделения властей существует и вертикальное разделение, под которым понимается разделение полномочий между федерацией и ее субъектами. Здесь необходимо оптимальное сочетание централизации в решении общих вопросов Федерации и ее субъектов с самостоятельностью как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления в решении вопросов, входящих в их компетенцию. Чрезмерная централизация порождает бюрократизм, волокиту, глушит инициативу и творчество. Чрезмерная децентрализация порождает сепаратизм субъектов Федерации и муниципальных образований, разрушает государственность.
Концепция разделения властей была и остается предметом острых дискуссий. Несмотря на разные суждения о конкретном содержании принципа, можно выделить ряд общепризнанных основных положений.
· В демократическом правовом государстве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти - законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия.
· Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии как народовластия. Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом государственной власти. Исполнительные органы государственной власти занимаются исполнением законов. Судебные органы независимы и самостоятельны в отправлении правосудия. Не допускается сосредоточение функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещение депутатского мандата с занятием должности на государственной службе.
· Все три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобладание над другими. Это достигается посредством системы сдержек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом. Споры о компетенции должны решаться Конституционным Судом РФ.
· Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма. Не может рассматриваться как нарушающее принцип разделения властей представление (органом исполнительной власти органу законодательной власти) докладов, посланий и других сообщений, имеющих информационный характер. Обязанность исполнительной власти отчитываться по определенным вопросам перед представительной властью вытекает из природы исполнительной власти как власти, исполняющей закон.
|
|
Законодательную власть на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, а в субъектах РФ - законодательные (представительные) органы государственной власти. | Исполнительная власть в Российской Федерации в целом принадлежит Правительству РФ, а в субъектах Федерации - высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и правительствам субъектов РФ. | Судебную власть осуществляют суды. На федеральном уровне к числу судов относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. На регионально-республиканском уровне действуют конституционные суды (в республиках), уставные (в краях и областях, в автономной области, автономных округах) суды, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи |
Такое содержание принципа разделения властей присуще Конституции РФ в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношений трех властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органами, осуществляющими государственную власть в Российской Федерации, являются Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11 Конституции РФ).
Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
К какой ветви власти относится Президент России? Многие авторы делают вывод о существовании в России четвертой власти - президентской. В качестве аргумента в пользу выделения президентской власти авторы приводят формулировку ст. 11 Конституции РФ, называющей Президента России в числе государственных органов, осуществляющих федеральную государственную власть.
|
|
В ст. 10 говорится о трех формах осуществления государственной власти - о трех ветвях государственной власти. А в ст. 11 речь идет не о ветвях государственной власти, а о тех органах, которые осуществляют государственную власть. Одна ветвь государственной власти может осуществляться несколькими государственными органами. Примером тому служит судебная власть в Российской Федерации, которую на федеральном уровне осуществляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. И если судебная власть осуществляется несколькими государственными органами, то исполнительная власть также может осуществляться несколькими государственными органами. Это фактически имеет место на уровне субъектов Федерации, где исполнительная власть осуществляется:
· высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ)
· правительствами субъектов Федерации. Следовательно, правомочен вывод о том, что Президент РФ входит в систему исполнительной власти.