Особенности проектирования дорожной конструкции при отсыпке насыпи на болоте

В основу проектного решения на участке залегания слабых грунтов может быть положен один из двух принципов: удаление слабого грунта и замена его или применение эстакад; использование слабого грунта в качестве основания насыпи с применением мероприятий, обеспечивающих устойчивость основания и ускорение его осадки, а также прочность дорожной одежды, сооружаемой на таком земном полотне.

Земляное полотно на слабых грунтах проектируют в комплексе с дорожной одеждой с учетом общих требований, предъявляемых к ним, и следующих дополнительных требований, обусловленных особенностями слабых грунтов:

а) устойчивости — не допускается возможность выпора (или выдавливания) слабого грунта из-под насыпи в период ее эксплуатации;

б) стабильности — не допускается устройство дорожной одежды до завершения консолидации слабого грунта в основании насыпи;

в) прочности — упругие прогибы и колебания дорожной одежды и насыпи, вызываемые действием транспортной нагрузки, не должны превышать значений, допустимых для принятого типа покрытия.

Земляное полотно на участке залегания слабых грунтов в общем случае проектируют в следующем порядке:

— на основе инженерно-геологических обследований намечают расчетные участки и устанавливают расчетные параметры слабой толщи и характеристик слагающих ее грунтов;

— устанавливают минимально допустимую высоту насыпи на данном участке, руководствуясь условиями водно-теплового режима, снегонезаносимости и исключения упругих колебаний;

— с учетом минимально допустимой высоты наносят красную линию, устанавливают расчетную высоту насыпи и намечают расчетные поперечники;

— определяют расчетом величину осадки;

— проверяют устойчивость основания;

— прогнозируют длительность завершения осадки;

— намечают варианты конструктивно-технологических решений, обеспечивающих, в случае необходимости, повышение устойчивости, ускорение осадки или снижение ее величины;

— выполняют расчеты по этим вариантам и выбирают оптимальный;

— дают рекомендации по наиболее рациональной технологии, механизации и организации работ;

— выполняют наблюдения в процессе строительства и вносят коррективы в расчеты по фактическим данным (в случае необходимости) с целью уточнения объемов земляных работ, режима возведения насыпи, сроков устройства дорожной одежды и т.д.

27.Реконструкция автомобильных дорог в плане, продольном и поперечном профиле.

Реконструкция а.д - увеличение ее пропускной и несущей способности путем изменения на отдельных участках плана ипродольного профиля, коренного переустройства дорожной одежды, земляного полотна и дорожныхсооружений. Реконструкцию дороги выполняют, как правило, с переводом ее в более высокую категорию,при этом параметры и характеристики дороги повышаются до уровня, позволяющего при возросшей ипрогнозируемой на перспективу интенсивности движения обеспечить нормативные требования кпотребительским свойствам дорог и дорожных сооружений на период до очередной реконструкции.

Уширение земляного полотна при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог проектируют для устройства дополнительных полос проезжей части, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей, автобусных остановок или для доведения ширины земляного полотна до норм категории, установленной для данной дороги.

Уширение земляного полотна может быть односторонним или двухсторонним (рисунок 7.1).

Двухстороннее (симметричное) уширение — это уширение, при котором ось существующей дороги остается без изменения и совмещается с осью уширяемой дороги. При этом уширение выполняют путем досыпки насыпи или срезки откосов выемки с двух сторон. Такое уширение целесообразно при высоте насыпей и глубине выемок до 2—3 м.

Одностороннее (несимметричное) уширение — это уширение, при котором ось уширяемой дороги смещена в сторону от оси существующей дороги, а уширеие производят путем досыпки насыпи или срезки откоса выемки с одной стороны.

Исправление трассы в плане может вызываться необходимостью: устранения необоснованной извилистости дороги, приводящей к перепробегу автомобилей и создающей опасности ДТП; перестройки мест, где водителю неясно направление дальнейшего движения; обхода населенных пунктов; улучшения пересечений с автомобильными и железными дорогами, а также с малыми водотоками; увеличения радиусов кривых в плане.

Извилистость трассы устраняют по возможности без выхода за пределы существующей полосы отвода. Дорогу спрямляют сравнительно короткими участками, чтобы в наибольшей степени использовать существующее земляное полотно и дорожную одежду, если они удовлетворяют техническим требованиям и не подвержены пучинообразованию.

Для устранения извилистости трассы можно не только спрямлять отдельные участки, но и устраивать кривые больших радиусов, объединяющие несколько коротких прямых и кривых. При этом необходимо избегать введения кривых малых радиусов на участках перехода от старой трассы к спрямлению.

Исправление продольного профиля дорог может потребоваться:

а) на заниженных участках, с которых не обеспечен отвод воды;

б) на участках обертывающего профиля с необеспеченной видимостью в пересеченной местности;

в) для смягчения крутых подъемов и спусков или улучшения условий движения на таких участках;

г) для обеспечения плавности дороги при частых пилообразных переломах продольного профиля из-за малого шага проектирования. Такие переломы неудобны для современного автомобильного движения с высокими скоростями даже при обеспеченной видимости и допустимых продольных уклонах.

При небольших продольных уклонах местности наиболее оптимальным способом исправления продольного профиля является изменение радиусов вертикальных кривых со срезкой выпуклых кривых и подъемом вогнутых или общее выравнивание продольного профиля с устройством постоянного уклона.

Увеличение радиусов вогнутых кривых на старых дорогах обычно ограничено из-за невозможности подъема мостов, расположенных на пониженных участках продольного профиля. Малые мосты целесообразно заменять многоочковыми трубами. К исправлению вогнутых вертикальных кривых следует прибегать в случаях, когда их радиусы очень малы. В таких местах проезжую часть уширяют из расчета 1 м на каждую полосу движения.

28. Классификация улиц и дорог в городах. Задачи и методы вертикальной планировки.

Вертикальная планировка имеет целью приспособление естественного рельефа для застройки и прокладки транспортных путей.
Основными задачами вертикальной планировки населенных мест являются: рациональное использование возвышенностей, склонов и пониженных участков; выявление территорий, обеспечивающих быстрый отвод поверхностных вод, а также требующих предварительного устройства ливневой канализации и определения возможных трасс прокладки ее коллекторов; выделение площадок городской территории, пригодных для застройки общегородского и районных общественных центров.

В практике применяют методы проектных (красных) отметок, проектных профилей, проектных (красных) горизонталей и др. Их используют как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом (комбинированный метод).

Метод проектных (красных) отметок. Применяется на предварительных этапах проектирования, когда определяют принципиальное высотное решение уличной сети, а также при детальной вертикальной планировке.

Метод профилей. Заключается в проведении последовательных операций: разбивке сетки профилей на плане проектируемой территории, составлении профилей по обоим направлениям сетки, проектирование профилей в их взаимной увязке в местах пересечения, подсчете объема земляных работ (выемок и насыпей).

Метод проектных (красных) горизонталей. Этот метод широко используют при разработке проектов вертикальной планировки территории микрорайонов, зеленых массивов, транспортных путей. Метод проектных горизонталей достаточно нагляден и позволяет определить не только проектные отметки любой точки территории, но и рабочие отметки, а следовательно, участки срезки и подсыпки грунта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: