Учебная дисциплина «Международное частное право» входит в блок профессионального цикла (базовая часть). Преподавание в высших учебных заведениях дисциплины или же ее отдельных разделов непосредственно связано с процессами глобализации, затронувшими, в том числе и граждан Российской федерации.
Цель дисциплины:
- вооружить студентов основными положениями, принципами и нормами, лежащими в основе международно-правовых отношений с участием субъектов международного частного права;
- совместить изучение международно-правовых документов, нормативных актов Российской Федерации с практикой их использования;
- показать их место, роль и значение в решении не только национальных, но и целого ряда международных задач;
- показать основное содержание, специфику и особенность субъектов международного частного права, их взаимоотношения и влияние на мировой прогресс;
- заложить основы использования научных методов анализа и синтеза, сравнения и обобщения, логическо-эмпирического, дедуктивно-аналитического и некоторых других;
- изучить структуру и специфику деятельности международных организаций, правовое поле международно-правовых институтов с целью использования полученных знаний в своей практической деятельности.
Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:
ü осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
ü способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
ü владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
ü обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
ü стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
ü способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
ü способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
ü способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
ü способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
ü способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
ü способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
ü способен толковать различные правовые акты (ПК-15).
Лекционный курс сочетается с проведением семинарских занятий и самостоятельной работой, в ходе которых студенты совершенствуют навыки работы с нормативным материалом, сопоставляют научные концепции, дают толкование федеральным законам, конвенциям, международным соглашениям и договорам. Особое внимание уделяется актуальным проблемам гражданско-правового регулирования отношений с участием иностранных юридических и физических лиц.
На семинарских занятиях рекомендуется использовать научные статьи и документы, публикуемые в «Московском журнале международного права», в журнале «Правоведение» и др.
Для привития интереса к изучению дисциплины ««Международное частное право» определенное значение имеет развитие у студентов самостоятельности мышления, творческого подхода к овладению знаниями, умениями и навыками. Самостоятельная работа – это составная часть учебно-воспитательного процесса. Она относится к видам учебной деятельности, кроме того, является методом процесса обучения, изучения и усвоения учебного материала. Осуществление самостоятельной работы предполагает: планирование, организацию, методическое обеспечение и контроль.
Активизировать самостоятельную работу студентов можно путем рационального планирования, самостоятельных занятий, четкой их постановки и материального обеспечения, организации эффективного взаимодействия с аудиторией и внеаудиторной работы. При этом необходимо учитывать: психолого-педагогические особенности студентов, их возможности для выполнения заданий.
В ходе самостоятельной работы студенты должны учиться самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками. В связи с этим перед началом самостоятельной работы, преподаватель должен рекомендовать студентам методику самостоятельной работы. Организация самостоятельной работы студентов осуществляется и контролируется ведущими предмет преподавателями.
В процессе самостоятельной работы в рамках дисциплины студенты должны выполнить одно контрольное задание. Контрольное задание выполняется в определенной последовательности. Подготовительный этап предполагает определение варианта контрольного задания, знакомство с содержанием проблемной ситуации, подбор необходимой законодательной базы для её юридического разрешения. Для выбора необходимой литературы следует обращаться в справочно-библиографический отдел библиотеки, где имеются каталоги (в т.ч. электронные), библиографические справочники, справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс».
Следующий этап выполнения контрольного задания – написание текста. Излагать материал нужно четко, аргументировано. Законченная мысль в работе должна отделяться абзацем, который начинается с красной строки. В ходе изложения решения проблемной ситуации, имеющейся в задании, обязательно нужно сослаться на статью нормативного правового акта, которая, по мнению студента, подлежит применению в данном случае.
Оценку контрольного задания осуществляет преподаватель. Студент должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны преподавателем.
В случае если задание не зачтено, студент должен в зависимости от замечаний преподавателя переработать его целиком или завершить доработку отдельных вопросов. Преподаватель информирует студентов о темах контрольного задания и правила их оформления.
Вторым направлением самостоятельной работы студентов, контролируемым преподавателем является подготовка к семинарскому занятию. В рамках данной подготовки студенты выполняют задания преподавателя, осуществляют работу с законодательством. Выполнение заданий студентом оценивается в баллах.
Правильно организованная самостоятельная работа способствует приобретению новых знаний, закреплению, расширению и углублению знаний, полученных в ходе изучения дисциплины, формированию культуры умственного труда.