Если говоря об источнике истор. развития, мы отвечаем на вопрос «что движет историю», то проблема движущих сил и субъекта истории - это вопрос о том, кто ее делает. В этом плане под субъектом истор. развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной истор. активности. Движущие силы истории - это те слои населения, посредством которых осуществляется воля субъекта. Реальные истор. изменения обеспечиваются движущими силами, которые, в свою очередь, ведомы субъектом истории. В качестве субъекта истории в философии выделяли: а) личность; б) народные массы; в) элиту. Под движущими силами истории понимали: а) народ; б) народные массы; в) массы.
Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в философии Просвещения. Статус великой личности определялся ее способностью к генерации новых идей и ее возможностью повести за собой широкие слои населения во имя воплощения этих идей в жизнь. Соответственно, личность приводит в движение народ - реальную движущую силу истории.
|
|
Учение о народных массах как субъекте и движущей силе истории разработано в марксизме. Не идеи, но развитие про-ва является здесь определяющим фактором истор. динамики. Тем самым народные массы как непосредственные производители материальных благ и носители социально-полит. активности выступают подлинными творцами истории.
Теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, А. Тойнби и др.) основаны на выделении элиты (творческого меньшинства) как субъекта истории и массы (нетворческого большинства) как ее движущей силы. Элита обладает материальным, полит. и интеллектуальным превосходством над массой (можно говорить об эконом., полит., науч., худ. и т. д. элите), реальным весом и влиянием в обществе. В отличие от просвещенческой идеи природного равенства людей, обуславливающего единство народной воли, теория элит говорит об изначальном психологическом неравенстве, отдавая приоритет власти тем, кто имеет больше способностей. Полемизируя с марксистской идеей народных масс как основных субъектов классовой борьбы, элитаризм рассматривает историю не как смену классов, но как смену элит. При этом с усложнением соц. связей и структур статус элиты как организующей и руководящей силы увеличивается.