Вопрос 6. Монополистическая система Голливуда

В США в результате Великой Депрессии вся киноиндустрия окончательно оказывается в руках крупного капитала, видящего главную задачу кинематографа в штамповке однотипных фильмов, рассчитанных, в первую очередь, на коммерческий успех.

Студийная система — организационное устройство Голливуда в период его «золотого века», которое оставалось неизменным с 1928 г. (создание RKO Pictures) до конца 1949 г. (продажа кинотеатров студии Paramount). В середине XX века 95 % американского кинорынка контролировали 8 кинотрестов. Доля студий-мейджоров «большой пятёрки» (MGM, Paramount, Fox, Warner Bros., RKO) колебалась от 22 % (MGM) до 9 % (RKO). Помимо собственно производства фильмов, студии занимались их дистрибуцией и владели крупными сетями кинотеатров. В 1948-54 гг под нажимом государственных регуляторов эта система была ликвидирована, однако её пережитки сохранялись до середины 1960-х гг: довольно узкий круг производителей кинофильмов и ограничения на прокат, налагаемые кодексом Хейса (этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 г. Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов).Только после отмены кодекса в 1967 г. можно говорить о наступлении эпохи Нового Голливуда. Основой студийной системы было наличие у каждой студии крупных производственных мощностей с постоянным персоналом. Режиссёры, актёры и пр. заключали со студиями долгосрочные контракты и находились в их полном распоряжении. Студия раскручивала «звезду» практически с нуля, зачастую придумывая ей новое имя и биографию (т. н. звёздный конвейер). Другой составляющей коммерческого успеха была монополизация киностудиями кинотеатров. Это позволяло манипулировать ценами на билеты. Владельцам независимых кинотеатров фильмы предлагались «пакетами» из 5 кинокартин (1 хит + 4 «в нагрузку»).

Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) - Л. Б. Майер; Fox - Д. Занук (с 1935 г. 20th Century Fox). В разгар Великой депрессии все студии, кроме MGM, показали убыток. После того, как MGM покинули продюсеры-новаторы Ирвинг Тальберг и Дэвид Селзник, компания перестала развиваться и сдала в 1942 г. пальму первенства студии Paramount Pictures. Компания Warner Bros. вошла в число ведущих игроков после выпуска в 1927 г. первого звукового фильма «Певец джаза», положившего начало революционному переустройству голливудской индустрии. Для RKO Pictures звёздный час наступил в 1933 г., когда в прокат вышел «Кинг-Конг».

Основные сети кинотеатров принадлежали 7 компаниям — MGM, Paramount, 20th Century Fox, Warner Bros., RKO, Universal (основана 1909) и Columbia. Кинопроизводители «со стороны» (фирмы Диснея, Сэмюэла Голдвина и др.) имели возможность выпускать фильмы в прокат по каналам United Artists. Кинокомпания United Artists (создана в 1919 г. Чаплин, М. Пикфорд, Д. Фэрбенкс и Д.У. Гриффит) была устроена иначе, нежели все остальные. Она не занималась напрямую кинопроизводством, а кредитовала независимых кинопроизводителей, обеспечивала дистрибуцию их продукции. Собственные кинотеатры у неё отсутствовали.

В 1938 г. против Paramount был начат процесс, в 1948 г. Верховный суд США признал ее нарушившей закон о свободной конкуренции и потребовал разделения её кинопроизводственных мощностей и кинотеатров. Ховард Хьюз (новый владелец RKO) поспешил продать небольшую сеть кинотеатров RKO. Этот прецедент свёл на нет аргументы остальных кинокомпаний. Последние кинотеатры были отделены от киностудий в 1954 г. На этом «золотой век Голливуда» подошёл к концу.

Для классического Голливуда характерна детально разработанная система жанров:

· Комедии (М. Линдера, Ч. Чаплина, Б. Китона, братьев Маркс), в том числе: * лирические кинокомедии Э. Любича и Дж. Кьюкора, * бурлескные комедии Ф. Капры и Х. Хоукса.

· Многообразные мелодрамы — от фильмов плаща и шпаги с участием Эррола Флинна до социально заострённых фильмов Д. Сирка.

· Вестерны Джона Форда и Х. Хоукса.

· Фильмы-нуар с Х. Богартом и Б. Стэнвик;

· Мюзиклы с Фредом Астером и Джином Келли;

Криминальные триллеры А. Хичкока и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: