Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.
К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.
Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.
Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка прави-льное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техни-ческом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой лег-костью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают
Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы, кинокольцовки.
|
|
Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Словесные методы. К данной группе методов относятся название упраж-нения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ре-бенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, спо-собствуют созданию более точных зрительных представлений о движении
Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
Дайте обоснование условий успешной адаптации детей в ДОУ. Предложите возможные виды деятельности, организуемые в утренние часы, направленные на реализацию задач образовательных областей в соответствии с ФГОС.
Социальная адаптация –процесс овладения системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществом, социальной общностью, группой. Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребенка: акцент делается на биологической составляющей адаптации –процесс приспособления к воздействию различных средовых факторов.
|
|
Система организации процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок -взрослый" и "ребенок –ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Задачи воспитания:
1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психический комфорт;б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).
Модель организации адаптационного периода.
1.Индивидуальный подход к ребенку:а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;б) учет домашних привычек;в) использование колыбельныхпри укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.
3.Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4.Побуждение ребенка к общению со сверстниками:а) игры ребенка рядом со сверстниками;б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;в) ситуации, общение;г) использование фольклора;д) элементы театрализованной деятельности;
5.Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
6.Контроль за физическим состоянием ребенка.
7.Элементы закаливающих мероприятий.
В первые дни пребывания малыша в дошкольном учереждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни -они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трех-летних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, -никаких внешних причин для этого нет.
|
|
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, -тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Умиротворяюще на детей действуют игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.