М.В. ГАМЕЗО, И.А. ДОМАШЕНКО
Атлас
По ПСИХОЛОГИИ
Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»
Издание третье, дополненное и исправленное
Педагогическое общество России
Москва
ББК88 Г18
Гамезо М.В., Домашенко И.А.
Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
ISBN 5-93134-126-9
Учебное пособие соответствует программе курса «Психология человека». Большую часть атласа составляет иллюстративные и схематизированные материалы, позволяющие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Каждая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, а также вопросами и заданиями. Заключает атлас «Психологический практикум».
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека».
ББК88
ISBN 5-93134-126-9
© Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001 © Педагогическое общество России, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.......................................................................4
Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями............................................................................5
Информационно-методические материалы по темам
I. Предмет психологии....................................................... 12
II. Задачи и методы современной психологии......................... 24
III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека......................43
IV. Личность. Теория личности............................................60
V. Деятельность................................................................80
VI. Речь и общение............................................................94
VII. Внимание..................................................................110
VIII. Ощущения...............................................................117
IX. Восприятие................................................................135
X. Память.......................................................................158
XI. Мышление и воображение............................................172
XII. Чувства и воля..........................................................190
XIII. Индивидуально-психологические особенности личности..215
Психологический практикум...................................................................242
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга является учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, поэтому, естественно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека.
Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.
Выбор формы атласа для решения сформулированных задач объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, в том числе и графического, широко использованного в книге, являются весьма эффективным средством освоения учебной информации. Во-вторых, с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.
Практическое использование атласа возможно в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа диапозитивов и диафильмов, а также
при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.
Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума – само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладевания психологией.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации – зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.
В заключение считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность:
кандидату психологических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей ряда разделов книги;
Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в подготовке и печати иллюстративных материалов;
Мирону Владимировичу Сагалову за выполнение натурных фотографий и решение режиссерских задач;
Ирине Серафимовне Климовой и Инне Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов различных эмоциональных состояний, представленных в книге.