Творчество И. Канта разделяется на два периода: «докритический» и «критический». В работах первого периода важное место занимали вопросы естествознания и философии природы, в которых решались проблемы происхождения и развития солнечной системы.
В критический период с позиций дуализма (лат. dualis двойственный – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – духа и материи) он исследует специфику познавательных способностей субъекта, законы деятельности разума и его границы.
Впервые в философии Кант ставит вопрос о том, что не познаваемый объект, а познающий субъект является главным фактором, определяющим способ познания и конструирующим предмет знания. Процесс познания у Канта строится на дуалистическом расчленении действительности на два мира – мира материальных вещей и мира человеческого сознания.
Познание начинается с того, что предметы объективного мира, которые Кант называет вещами в себе, воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. В этой части своего учения Кант – материалист. Но в учении о формах познания, его границах он придерживается идеализма и агностицизма (напомним, что агностицизм – философское учение, согласно которому человек не может достичь объективно-истинного знания о мире), поскольку утверждает, что вещь в себе принципиально непознаваема.
|
|
Учение о непознаваемости вещи в себе основывается на утверждении Канта о существовании у познающего субъекта априорных, то есть доопытных и независимых от опыта, форм познания.
Нашей чувственности присущи априорные формы познания – это пространство и время. Пространство – априорная форма внешнего созерцания, а время – априорная форма внутреннего созерцания.
Рассудку присущи такие априорные формы мышления, как понятия и суждения, а разуму – априорные умозаключения, доходящие до идей о безусловном.
Кант утверждает, что ни чувственное созерцание, ни понятия рассудка не дают научного знания, поскольку ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Научное знание есть синтез чувственности и рассудка. Поэтому вопрос состоит в том, как осуществить этот синтез и как обосновать всеобщность и необходимость научного знания. Условием синтеза многообразия чувственного созерцания с рассудочными формами, которыми охватывается это содержание, является единство человеческого сознания, которое тоже априорно. Другим связующим звеном между рассудком и чувственностью становится воображение.
Таким образом, сознание субъекта само строит предмет исследования. Не в том смысле, что оно создает этот предмет, а в том, что оно придает ему форму, в которой он только и может познаваться – форму всеобщности и необходимости. Человеческий ум может находить и находит в природе лишь то, что он сам в нее и вложил до опыта и независимо от опыта. Отсюда Кант и делает вывод, что вещи, как они существуют сами по себе, независимо от априорных форм сознания, являются непознаваемыми, поскольку со стороны формы знания объект познания строится самим сознанием.
|
|
Высшей познавательной способностью человека, по Канту, является разум, руководящий деятельностью рассудка и способный порождать идеи, то есть понятия о безусловной целостности и единстве обусловленных явлений (понятия о душе, мире, о Боге).
Кантовские идеи – это не сверхчувственные сущности, это представление о цели, к которой стремится наше сознание. Разум побуждает рассудок стремиться к абсолютному знанию, но эта цель оказывается недостижимой.
Невозможность разумного, теоретического исследования мира, души, Бога как безусловно целого Кант показывает на антиномиях. Антиномии – это противоречащие друг другу и одновременно доказуемые положения. Так, можно логически доказать прямо противоположные положения: «мир конечен» и «мир бесконечен». Возникновение антиномий, считает Кант, свидетельствует о том, что предметы, которым приписываются эти определения, непознаваемы.
Оценив антиномии как иллюзии внеопытного применения разума, Кант устанавливает границы знания и открывает место вере. Но, утверждая, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть существование Бога, он выступает против вмешательства религии в дела науки. Однако он говорит, что вера в Бога необходима, так как без нее нельзя примирить требования нравственного сознания с царящим в жизни людей злом.
Природа человека двойственна. Человек, живя в пространстве и времени, подчиняется законам природы и общества. В этом аспекте человек – явление среди других явлений. Когда человек ведет себя свободно, по законам совести, нравственности, он есть вещь в себе. Будучи свободным сам человек формулирует главный нравственный закон (категорический императив): поступай так, чтобы твое поведение могло быть общим законом для поведения людей. Человек ценен сам по себе и поэтому нельзя относиться к другому человеку как к средству, как к вещи. В силу двойственной природы человека полное осуществление в обществе этих нравственных требований недостижимо, но стремиться ко все более нравственному состоянию необходимо.