Стили разрешения конфликтов

(Описание дается на основе материалов Дж. Г. Скотт)

Стиль конкуренции

Вы стараетесь, в первую очередь, удовлетворить собст­венные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества, и если воля ваша достаточно сильна, то вам это удается.

Это может быть эффективным стилем в том случае, если вы обладаете определенной властью: вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имее­те возможность настаивать на них. Однако это не тот стиль, который вы хотели бы использовать в личных отношениях.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать стиль конкуренции:

^ исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

ф вы обладаете достаточным авторитетом для принятия ре­шения, и представляется очевидным, что предлагаемое ва­ми решение — наилучшее;

ф решение необходимо принять быстро, и вы имеете доста­точно власти для этого;

^ вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;

ф вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

ф вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;

ф вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага.

Когда вы используете этот подход, вы можете быть недо­статочно признанным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат.

Стиль уклонения

Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безна­дежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью. Все это серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию.

Типичные ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:

ф напряженность слишком велика, и вы ощущаете необхо­димость ослабления накала;

г- исход не очень важен для вас или вы считаете, что реше­ние настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;

у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;

ф вы знаете, что не можете или даже не хотите решить кон­фликт в свою пользу;

ф вы хотите выиграть время, может быть, для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы зару­читься чьей-либо поддержкой;

ф ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;

% у вас мало власти для решения проблемы или для ее реше­ния желательным для вас способом;

ф вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему;

ф пытаться решить проблему немедленно опасно, посколь­ку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

Стиль приспособления

Он означает, что вы действуете совместно с другим че­ловеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы мо­жете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для вас. Он неподходящ, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами.

Наиболее характерные ситуации, в которых рекомендует­ся стиль приспособления:

• вас не особенно волнует случившееся;

• вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

ф вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие

отношения, чем отстаивать свои интересы;

ф вы понимате, что правда на вашей стороне;

ф у вас мало власти или мало шансов победить;

ф вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой

ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям,

даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая,

что он совершает ошибку.

Стиль сотрудничества

Вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаи­ваете свои интересы, но стараясь при этом сотрудничать с дру­гим человеком.

Для успешного использования стиля сотрудничества не­обходимо затрачивать некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд, чтобы разработать способ удовлетворения истинных желаний обеих сторон.

Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: