Разумеется, непосредственно можно познавать лишь те фрагменты корпоративной культуры, которые наблюдаются на уровне социального поведения. Однако значительная часть того, что относится к представлениям о ценностях, нормах и действиях, является неуловимым, хотя и очень эффективным, фактором.
Корпоративная культура требует всестороннего познания и развития. Это предполагает использование особого терминологического аппарата:
• население — люди, живущие на определенной территории; отсюда категории «население муниципального образования» и «население субъекта Российской Федерации»;
• корпорация — сообщество;
• организация — она, подобно отдельным людям, управляется интересами, потребностями, страхами и частично иррациональными механизмами, которые едва ли осознаются ее членами, но которые оказывают на них существенное воз- действие;
• корпоративная организация:
а) объединение населения по месту жительства;
б) объединение населения муниципальных образований в региональное образование и т.д.;
в) объединение работающих в компаниях, учреждениях, на предприятиях и т.п.
Эти объединения строятся на определенных принципах, которые имеют вид обязывающих норм (правил поведения и отношений).
Корпоративная культура весьма мобильна, однако заключена в жесткую конструкцию норм и правил корпоративных объединений.
Все члены гражданского общества должны участвовать в определении рамочных социальных принципов нормирования отношений между членами общества в процессах производства, управления, обмена и т.д.
Сообщество отражает корпоративную культуру через многообразие норм и отношений (рис. 4.7.1).
Сообщества, регулируя развитие рынка, на основе корпоративной (равного и совместного владения) собственности и в условиях демократического устройства власти решают главную проблему — повышение уровня и качества жизни каждого человека. Принимая во внимание предложения хозяйствующих субъектов, тенденции рыночной экономики и общественные процессы по защите окружающей среды, финансовые, экономические, правовые, социальные и другие интересы своих членов, они реализуют тем самым корпоративный метод хозяйствования на территории данного МО.
Рис. 4.7.1. Выбор населением метода хозяйствования — метода решения проблем социального и экономического развития территории (региона)1.
1. Мельников СБ., Николаев В.А. Указ. соч. — С. 43.
Как известно, управление достижением социально значимых целей происходит эффективнее на основе согласия как результата договоренности в обществе.
Методы корпоративной экономики как раз и предполагают широкое участие в экономике регионов. Именно они должны регулировать многие вопросы хозяйственной жизни с участием всех заинтересованных сторон, и прежде всего местного населения.
Корпоративный порядок (и в первую очередь по отношению к собственности на средства производства) устанавливается в том случае, когда распоряжение капиталом находится в руках собственников — населения-акционеров и наемных работников— акционеров. Тем самым может быть поставлен заслон любому безответственному растрачиванию капитала и ресурсов. Проблемы доходов, не вызывающих социальные потрясения и не приводящих к значительному полярному разделению общества на антагонистические группы, могут быть также урегулированы путем использования корпоративного метода ведения хозяйствования.
Один из способов реализации экономической сущности корпоративного сообщества — долевое участие населения в социально-финансовых группах муниципальных образований (СФГ МО), что дает населению право противодействовать любому распоряжению собственностью, которое противоречит его интересам.