С твердым покрытием

  Плотность ж/д путей общего пользования, км на 10 000 км2 Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием, км на 1000 км2 Удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования, %
Волго-Вятский ЭР     93,5
Республика Марий Эл     97,9
Республика Мордовия     85,5
Чувашская Республика     96,0
Кировская область     88,3
Нижегородская область     99,0

приходится на машиностроение, что в целом соответствует структуре промышленного производства района.

Чтобы преодолеть барьеры на пути выхода многих видов машиностроительной продукции на мировой рынок, необходимо повысить их качество, обогатить структуру экспорта новыми, эффективными видами продукции, шире используя в этих целях ценное, подчас уникальное местное сырье (пушно-меховое, лес, лен и др.), увеличить производство продукции кустарных и художественных промыслов.

Территориальная организация хозяйства

Размещение производительных сил ВВЭР весьма неравномерно. Нижегородская область является ведущей по промышленному потенциалу и концентрации населения. Она расположена в центрально-европейской части России, вытянута в меридиональном направлении, площадь — 74,8 тыс. кв. км. Административный центр — Нижний Новгород находится в месте слияния рек Волги и Оки. На территории области находится 48 районов, 25 городов, 60 поселков городского типа и около 4600 сел и деревень. Города Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, Саров имеют самостоятельные городские администрации.

Загрязнение воздушного бассейна не превышает среднего уровня по городам России, за исключением Дзержинска, где высокая степень загрязнения обусловлена повышенным содержанием в атмосфере формальдегида, фенола, аммиака, бензопирена, диоксида, азота и других вредных веществ, что определяется деятельностью комплекса химических предприятий.

Поверхностные воды в контролируемых объектах области в основном умеренно загрязненные и загрязненные. Все водные объекты загрязнены медью и нефтепродуктами, большинство — железом и цинком. В 76% водных объектов содержание легкоокисляемых веществ превышает норму.

Радиационная обстановка на территории области за последние 3 года остается стабильной.

Население и трудовые ресурсы. Население на 1 января 2002 г. составляло 3,5 млн человек, в том числе городское население — 2,9 млн, сельское — 0,8 млн человек. В Нижнем Новгороде на- считывается 1,5 млн жителей. Область по плотности населения (47,1 человека /кв. км) входит в десятку наиболее густонаселенных районов России.

Оценка структуры хозяйства. Нижегородская область — экономически развитый регион; в его хозяйственной структуре преобладают перерабатывающие отрасли (табл. 7.4.4). Предприятия области выпускают около 3% всей промышленной продукции РФ, более 2/3 совокупного валового продукта области.

Промышленность определяет экономический потенциал все- го ВВЭР (см. табл. 7.4.4). Промышленный центр области — Нижний Новгород с расположенными вокруг него крупными промышленными городами (Дзержинск, Павлово, Балахна, Бор, Кстово) специализируется на автостроении, станкостроении, производстве радиотелевизионной аппаратуры, судостроении, металлообработке, химической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей, стекольной и легкой промышленности. Подобная концентрация стала возможной вследствие формирования и функционирования в областном центре крупнейшего комплексного транспортного узла. Этому способствовали выгодное географическое положение Нижнего Новгорода, близость к столице, традиционная функция города как торгового центра, а также военное значение области.

Транспорт и межрайонные связи. В настоящее время область располагает более чем 1000 км водных путей. Нижний Новгород — крупный речной порт с выходом к Балтийскому, Черному, Каспийскому, Азовскому и Белому морям. С 1994 г. здесь действует международный аэропорт, обслуживающий около 20 российских линий и одну регулярную международную линию Франкфурт — Нижний Новгород. Город представляет собой железнодорожный узел с семью лучами дорог (свыше 1200 км железнодорожных путей, большая часть которых электрифицирована), двумя железно- дорожными и пятью автодорожными переходами через Волгу и Оку (свыше 14000 км автомобильных дорог). Развита сеть нефте- и газопроводов.

Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструктура. В 1996 г. в Москве Европейским союзом и Россией подписан меморандум о продлении Второго трансъевропейского коридора до Нижнего Новгорода, что означает интеграцию региона в общеевропейскую транспортную систему и доведение всех транспортных магистралей, связывающих Нижний Новгород с Западной Европой, до мировых стандартов.

Область поддерживает торговые отношения со многими странами мира (около 100). Наибольший объем экспорта приходится на Украину, Беларусь, Швейцарию, Казахстан, Бельгию, Венгрию, Францию. Ввозятся товары в основном из Украины, Беларуси, Казахстана, Австрии, Нидерландов, Китая, США.

Значительный производственный и перерабатывающий потенциал области определяет ввоз продуктов нефтепереработки и готовых промышленных изделий. Импорт представлен высокотехнологичным оборудованием, изделиями и товарами народного потребления


Таблица 7.4.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: