Расходы по отдельным видам работ, производственным операциям или по нескольким однородным операциям объединяются в соответствующие статьи расходов. Каждой статье присвоен определенный номер и установлен измеритель, в соответствии с которым определяется величина расходов данной статьи.Эксплуатационные расходы планируются и учитываются по статьям номенклатуры (ст. 1—533).
Эксплуатационные расходы делятся на две группы:
1. основные (непосредственно связанные с выполнением производственного процесса 82,2 %)
- основные специфические для каждого хозяйства (ст. 1—438)
- расходы, общие для всех отраслей хозяйства железныхдорог (ст. 456—476),
2. общехозяйственные - по обслуживанию производства (17,8 %)
- расходы без содержания аппарата управления (ст. 485—520)
- расходы по содержанию аппарата управления (ст. 530—533).
По признаку учета по отдельным видам работ расходы делятся на:
Прямые расходы — это издержки, которые непосредственно учитываются и относятся на конкретный вид работ (услуг).
Косвенные расходы (распределяемые) связаны с выполнением нескольких видов работ и должны распределяться между ними косвенным, расчетным путем, согласно принятой в отрасли методике: пропорционально выполненному объему работы, затратам определенных измерителей или фонду оплаты труда. Это распределение всегда имеет приближенный характер. Поэтому при формировании достоверной информации, используемой для расчета, анализа затрат и выявления резервов их снижения, большое значение имеет совершенствование отчетности по учету расходов, включаемых в состав себестоимости отдельных видов работ и услуг, а также расширение перечня прямых расходов.
По связи расходов с объемом работы они делятся на:
переменные (включают и зависящие от объема перевозок расходы, величина которых изменяется прямо пропорционально объему перевозок)
условно-постоянные (все остальные расходы, которые мало зависят от объема работы)
По видам деятельности на:
Грузовые перевозки
Пассажирские перевозки
Содержание инфраструктуры
Ремонт подвижного состава
По видам тяги на:
Электрическая
Тепловозная
Паровая
Моторвагонная
Дизельпоездная
Удельный вес зависящих расходов изменяется также по различным временным периодам их расчета и анализа.