Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену
По общим основам психологии
1. Предмет психологии. Психология как наука. Структура современной психологии.
2. Соотношение понятий метод, методология, методика. Этапы психологического исследования. Классификация методов психологии.
3. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерий возникновения психики. Стадии развития психики. Общая характеристика психики животных и ее отличие от психики человека.
4. Основные особенности психики и поведения человека. Понятие о сознании. Сознательное, бессознательное и надсознательное как уровни психики.
5. Личность, индивид, индивидуальность. Развитие личности. Структура личности. Направленность, интересы, мировоззрение, установки личности.
6. Понятие о самосознании и его структуре. Я-концепция и самопознание. Самооценка и уровень притязаний личности.
7. Понятие потребности. Особенности человеческих потребностей. Классификация потребностей. Мотивы.
8. Понятие деятельности. Структура деятельности. Основные виды деятельности. Ведущий вид деятельности.
|
|
9. Сущность и функции эмоций. Информационная концепция эмоций. Формы переживания чувств.
10. Понятие темперамента и характера. Типы ВНД и темперамента. Структура характера.
11. Понятие о способностях. Природные предпосылки способностей и таланта. Способности и наследственность.
12. Общее понятие о памяти. Виды и типы памяти.
13. Виды и операции мышления.
14. Виды, функции и процессы воображения. Феномен творчества.
15. Сущность, виды и функции внимания.
16. Основные виды и функции речи.
Задания
- Составление аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов.
- Написание эссе.
- Подготовка реферата.
- Составление тематического глоссария.
По социальной психологии
1. Предмет и объект социальной психологии, теоретические и прикладные задачи.
2. Стадии и уровни развития группы.
3. Понятие и механизмы социализации личности. Стадии и факторы социализации
4. Содействие, воспитание как главные факторы, определяющие успешность процесса социализации личности.
5. Общее понятие об общении, функции и компоненты общения.
6. Основные виды и структура межличностного общения.
7. Виды коммуникативных барьеров в общении.
8. Авторитарное и диалогическое общение.
9. Характеристика перцептивной стороны общения.
10. Понятие и механизмы социальной перцепции.
11. Понятие социального стереотипа.
12. Характеристика интерактивной стороны общения.
13. Стратегии и структура межличностного взаимодействия.
14. Социально-психологическая характеристика конфликта, его функции и профилактика.
|
|
По психологии развития:
1. Предмет, задачи и методы психологии развития.
2. Основные теории психического развития ребёнка.
3. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
4. Условия, источники и движущие силы психического развития.
5. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
6. Критерии периодизации психического развития: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основные новообразования, кризисы развития.
7. Стадия младенчества. «Комплекс оживления».
8. Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте.
9. Кризис трёх лет: симптомы, психологическая сущность и причины возникновения.
10. Психологические особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте.
11. Кризис семи лет: его сущность и особенности.
12. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
13. Основные новообразования подросткового периода. Чувство взрослости, его особенности и направления в развитии.
14. Социальная активность в молодости.
15. Кризисы на этапе взрослости.
16. Особенности личности пожилого (старого) человека.
По педагогической психологии:
- Предмет и задачи педагогической психологии.
- Сущность учения и его закономерности.
- Цели обучения и уровни обученности.
- Проблема соотношения обучения и развития.
- Программированное обучение.
- Сущность и организация проблемного обучения.
- Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.
- Психолого-педагогическая концепция П.Я. Гальперина.
- Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова.
- Функции педагогической оценки. Компоненты педагогической оценки.
- Типы и формирование мотивации учебной деятельности.
- Теоретические вопросы воспитания (цели, методы, институты: семья, школа, средства массовой информации, литература, искусство).
- Психологические основы воспитательного воздействия. Критерии воспитанности.
- Роль личности учителя в обучении и воспитании школьников.