Проблема личности в философской и социологической литературе является одной из самых сложных. При ее изучении необходимо ознакомиться с многообразием подходов к решению этой проблемы в мировой общественной мысли, а главное уяснить что проблема личности (человека) это - прежде всего проблема:
его происхождения и сущность;
природа его талантов, способностей и социальных качеств;
проблема его формирования (обучения и воспитания).
Именно под этим углом зрения необходимо рассматривать все многообразие концепций и пытаться определить их подлинную ценность.
С этой точки зрения целесообразно рассмотреть так называемые натуралистические концепции личности, наиболее характерные для представителей вульгарно-материалистических, субъективно-идеалистических и религиозных течений общественной мысли, а также социологические, приверженцами которого являются П.Сорокин, Эмиль Дюркгейм, К. Маркс. Сущность марксистского понимания личности наиболее ярко и оригинально изложена в работах одаренных приверженцев научного марксизма Э. Ильенкова, Леонтьева и др. Студенту следует также проанализировать сущность полемики по вопросу о личности. Она активно велась между представителями экзистенциализма (Ж.П. Сартра и советскими марксистами), которая сводилась к отстаиванию, с одной стороны, позиции о том, что сущность бытия личности коренится в социуме, в теле человеческой цивилизации, которая и составляет природу личности, ее качества, с другой – эта сущность пребывает в индивидуальном качестве.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «личность»? Раскройте содержание этого понятия.
2. Что входит в понятие «структура личности»?
3. Что такое «социальный статус» и «социальная роль»?
4. Каково соотношение биологического и социального» в процессе формирования (социализации) личности?
5. Дайте характеристику понятия «творческая индивидуальность».