Экономическая безопасность и конкурентоспособность находятся в постоянном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособность – характеристики национального хозяйственного комплекса и его составных частей. Однако если конкурентоспособность – одновременно и цель, и мегаиндикатор степени развития национального хозяйственного комплекса и его составных частей, то экономическая безопасность представляет собой условие его существования и развития. Иными словами, достаточный уровень экономической безопасности может достигаться с помощью экономических методов, но, будучи необходимым условием существования национального хозяйственного комплекса как системы, его достижение может быть обусловлено использованием и неэкономических методов – путем прямого вмешательства государства.
Наиболее приемлема ситуация, когда факторы микро- и макроуровня, являющиеся одновременно критериями конкурентоспособности и экономической безопасности, создают высокую конкурентоспособность национального хозяйственного комплекса и его составных элементов, формирующую достаточный уровень экономической безопасности.
|
|
Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.
Все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях: микро – конкретные виды продукции, производства, предприятия; мезо – отрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирмы горизонтального типа интеграции; макро – народнохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции.
Под конкурентоспособностью на макроуровне понимается способность страны поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном плане. Для оценки конкурентоспособности страны используются 3 подхода: затратно-ценовой, рейтинговый и на основе реализованных конкурентных преимуществ.
В основе затратно-ценового подхода лежит показатель производительности труда. Россия по показателям удельной оплаты труда (УОТ), определяемой отношением заработной платы к производительности труда, имеет конкурентное преимущество по сравнению с промышленно развитыми странами. Однако крайне низкий показатель УОТ не является следствием прогресса технологии и роста производительности труда: он отражает лишь низкую оплату труда и бедность населения, высокую норму эксплуатации труда и заниженный относительно паритета покупательной способности (ППС) курс рубля.
Рейтинговый подход к оценке конкурентоспособности дает комплексную характеристику конкурентных преимуществ страны на основе составления рейтингов по разным группам факторов конкурентоспособности. Россия по сводному индексу конкурентоспособности ВЭФ и практически по всем факторам, его составляющим, занимает последние места. Однако по некоторым субфакторам факторов «инфраструктура» и «технология» Россия занимает места выше среднего. Относительно конкурентоспособна в целом у нас только рабочая сила – 25-е место. Все остальные факторы требуют развития и представляют обширный резерв повышения конкурентоспособности.
|
|
Для наиболее адекватного мониторинга изменения конкурентоспособности, формирующей экономическую безопасность страны, необходимо использовать индекс конкурентоспособности:
где - отношение ВВП на душу населения к прожиточному минимуму к аналогичному среднемировому показателю, отражающее реализованные конкурентные преимущества страны;
– отношение средней доли затрат на гражданскую науку в ВВП страны за последние 5 лет к аналогичному среднемировому показателю, отражающее научно-технологический потенциал страны;
– индекс развития человеческого потенциала, характеризующий состояние трудовых ресурсов страны.
Конкурентоспособность субъекта экономического соревнования может серьезно отличаться на внутреннем и внешнем рынках. Это объясняется разными факторами, формирующими внешнюю и внутреннюю среду на этих рынках: степенью платежеспособности спроса, разрывами между внутренними и мировыми ценами, характером проводимой внешнеторговой политики и т.д.
Конкурентоспособность на внутреннем рынке отличается от конкурентоспособности на внешнем рынке и тем, что государство может влиять на конкурентоспособность на внутреннем рынке, в то время как условия конкуренции на внешнем рынке – экзогенный фактор. Немаловажное отличие условий конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках состоит и в их объемах, измеряемых показателями ВВП. Ведь ни для кого не секрет, что большой объем внутреннего рынка США обеспечивал и обеспечивает относительную экономическую безопасность страны. Однако наличие значительного объема внутреннего рынка далеко не всегда делает конкурентоспособными национальных производителей. В целом конкурентоспособность на внутреннем рынке должна обеспечиваться мерами внутренней экономической (промышленной) политики и дополняться мерами внешнеэкономической политики. Обеспечение конкурентоспособности на внешнем рынке должно осуществляться мерами внешнеэкономической политики.
В России в связи с объективными обстоятельствами существует ряд факторов, приводящих к снижению конкурентоспособности и на внутреннем, и на внешнем рынке, главный из которых – более высокий по сравнению со среднемировым показатель издержек производства, связанный с неблагоприятными климатическими условиями и большой территорией.
Основные механизмы повышения конкурентоспособности экономики России:
1. Умелое сочетание открытости рынка с протекционистской политикой,что требует проведения эффективной таможенной политики с отлаженнойсистемой импортных и экспортных таможенных тарифов.
2. Важная задача для создания общей системы обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках – проведение выверенной политики по отношению к национальной валюте. Ущербность рубля как единой меры труда и капитала, циркуляция товаров, услуг и денег привели к погоне за надежной иностранной валютой. Вследствие этого единая экономика распалась как бы на разные слабо взаимосвязанные анклавы – экспортный (долларовый) и внутренний (рублевый). Выход только один – сделать рубль основной единицей измерения затрат и результатов. Существует несколько возможных путей решения этой проблемы: продажа экспортных товаров за рубли, постепенная ревальвация доллара с учетом ППС рубля, повышение обеспеченности рубля на базе оценки прибыльных запасов полезных ископаемых, создание новой системы расчетов на основе платежной корзины из группы металлов с достаточно высокими и стабильными ценами.
|
|
3. Повышение конкурентоспособности экономики страны невозможно без структурной перестройки, которая может быть осуществлена только при масштабных инвестициях. Поскольку существенное улучшение инвестиционного климата возможно только в долгосрочной перспективе при снижении инвестиционных рисков, значительная часть инвестиций должна идти не из внешних, а из внутренних источников. Уровень накопления в России составляет 15-16%. Источником накопления являются сбережения. Уровень сбережения составляет в России около 30%. Большая часть разницы между уровнем сбережения и накопления – это утечка капитала. Наиболее эффективное средство борьбы с утечкой капитала – действенное валютное регулирование, в частности, предполагающее обязательную продажу 75% валютной выручки.
4. Поскольку структурная перестройка экономики требует времени,вкраткосрочном периоде необходимо поддерживать ценовую конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках путем:
4.1) регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий, составляющих существенную долю в производственных затратах народного хозяйства. При этом аргумент о том, что внутренние цены наэнергоносители во много раз меньше мировых, не вполне убедителен. Расчеты показывают, что внутренние цены на энергоносители, пересчитанные через ППС в доллары США, вполне соответствуют ценам на данный ресурс на внешнем рынке;
4.2) целенаправленного воздействия ЦБ РФ на валютный курс рубля. Мировой опыт показывает, что в развивающихся странах и странах с переходной экономикой сознательно поддерживается заниженный курс национальной валюты для поддержания положительного торгового сальдо. Однако по мере улучшения экономической ситуации необходимо постепенное сближение курса национальной валюты с ППС без резкого изменения цен.
|
|
5. В стимулировании экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции необходимо использовать такие общепринятые инструменты, как льготное кредитование и налогообложение, предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование и поставки продукции в кредит, страхование экспорта от рисков, государственное содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, в том числе путем организации выставок и ярмарок. Увеличение экспорта готовой продукции с высокой степенью добавленной стоимости невозможно без проведения НИОКР. Поэтому необходимо предоставление налоговых льгот отраслям или отдельным предприятиям, продукция которых может конкурировать на мировых рынках: лазерная техника и технологии, компьютерное программное обеспечение, продукция авиакосмической, атомной, энергетической отраслей. При этом необходимо точечное финансирование НИОКР. Производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50 макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, имеют 80% этого рынка и получают от экспорта наукоемкой продукции: США – 700 млрд долл., Германия – 530, Япония – 400 млрд долл. Россия может претендовать на 10-15 макротехнологий, которые должны стать национальными приоритетами, что позволит ей контролировать 10-15% рынка наукоемкой продукции. Важный резерв расширения экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции – конверсия военно-промышленного комплекса и выпуск продукции двойного назначения.