· Анализ кадровой структуры компании
· Оценка текущего состояния кадрового ресурса
· Оценка менеджерского потенциала
· Анализ деятельности и основных функций кадровых подразделений
· Рекомендации по повышению эффективности использования потенциала кадрового резерва и оптимизации системы управления персоналом
Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры
Кадровый резерв — это группа квалифицированных работников компании, прошедших предварительный отбор, специальную подготовку и являющихся внутренними кандидатами на замещение вакансий вышестоящих должностей руководителей.
Работа с кадровым резервом — деятельность службы управления персоналом и должностных лиц различных уровней управления организацией, направленная на планирование, отбор, формирование и обучение кадрового резерва.
Работа с кадровым резервом включает:
о составление прогноза и плана предполагаемых изменений в составе руководящих кадров;
о предварительный набор кандидатов в резерв;
|
|
о получение информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов;
о формирование состава резерва кадров.
Планирование кадрового резерва — прогнозирование персональных продвижений,, их последовательности и соответствующих мероприятий. Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения должностей.
• Схема замещения должностей — документ, содержащий перечень должностей руководителей и специалистов организации, подлежащих замещению работниками с высшим и средним специальным образованием. Схемы замещения позволяют прогнозировать персональные продвижения по службе, их последовательность и сопутствующие мероприятия. Схему замещения должностей можно рассматривать как вариант схемы развития организационной структуры фирмы, ориентированной на конкретные личности.
Деловая карьера — поступательное продвижение личности в определенной сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения. Деловая карьера отражает род занятий: карьера менеджера, спортивная карьера, военная карьера и т. д.
Цели деловой карьеры — это цели, которые ставят перед собой:
• человек при поступлении на работу;
• организация, принимающая человека на рабочее место.
Цели деловой карьеры меняются с возрастом, с ростом квалификации и т. д.
Деловая карьера подразделяется на вертикальную, горизонтальную и центростремительную. Также она может быть внутриорганизационной, профессиональной и транспрофессиональной.
Вертикальная карьера — деловая карьера, предполагающая подъем на более высокую ступень структурной иерархии.
|
|
Горизонтальная карьера — деловая карьера, предполагающая:
• перемещение работника в другую функциональную область деятельности;
Цели деловой карьеры — это цели, которые ставят перед собой:
• человек при поступлении на работу;
• организация, принимающая человека на рабочее место.
Цели деловой карьеры меняются с возрастом, с ростом квалификации и т. д.
Деловая карьера подразделяется на вертикальную, горизонтальную и центростремительную. Также она может быть внутриорганизационной, профессиональной и транспрофессиональной.
Вертикальная карьера — деловая карьера, предполагающая подъем на более высокую ступень структурной иерархии.
Горизонтальная карьера — деловая карьера, предполагающая:
• перемещение работника в другую функциональную область деятельности;
Этапы деловой карьеры — отрезки трудовой жизни работника в определенной сфере деятельности по пути достижения своих целей. Этапы деловой карьеры различаются в зависимости от профессии работника. Типовая трудовая жизнь состоит из пяти этапов:
1) предварительный этап: учеба и поиск профессии;
2) этап становления: освоение выбранной профессии;
3) этап продвижения: рост квалификации и продвижение по службе;
4) этап сохранения: закрепление достигнутых результатов, достижение пика квалификации;
5) этап завершения: подготовка к уходу на пенсию.
Мероприятия по планированию карьеры для различных субъектов
Субъект планирования | Мероприятия по планированию карьеры |
Сотрудник Менеджер по персоналу Непосредственный руководитель (линейный менеджер) | Первичная ориентация и выбор профессии. Выбор организации и должности. Ориентация в организации. Оценка перспектив и проектирование роста. Реализация роста Оценка при приеме на работу. Определение на рабочее место. Оценка труда и потенциала сотрудников. Отбор в резерв. Дополнительная подготовка. Программы работы с резервом. Продвижение. Новый цикл планирования Оценка результатов труда. Оценка мотивации. Организация профессионального развития. Предложения по стимулированию. Предложения по росту |
12. Профессиональная и организационная адаптация персонала
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по обеспечению профессиональной информации, профессиональной консультации, профессиональному отбору и профессиональной адаптации, которая помогает человеку выбирать профессию. Чаще всего объектом профориентации бывает молодежь, но в ряде случаев профориентация направлена на уже занятое население, желающее сменить место работы, или на безработных.
Неполное или не соответствующее возможностям использование работника в организации наносит ущерб и его собственному развитию, и самой организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что в конечном счете ведет к падению производительности, ухудшению качества работы, к росту количества профессиональных заболеваний и травматизма.
Еще одна важная задача профориентации — это регулирование предложений рабочей силы, поступающих в организацию
Адаптация — процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации0. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т. д. Таким образом, специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы. Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих в ней людей и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
|
|
Для руководителя информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка. Необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным.
Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации работает много сотрудников.
|
|
13. Оценка эффективности управления персоналом
Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько она способствует достижению целей организации и выполнению поставленных перед ней задач.
Результаты оценки выявляют основные проблемы взаимоотношений с персоналом, связанные с качеством выполняемой работы, удовлетворенностью работников, дисциплиной и текучестью кадров.
Осуществление оценки эффективности управления персоналом необходимо основывать на использовании таких принципов, как:
- вовлечение в процесс оценки эффективности всех заинтересованных лиц;
- согласование экономических и социальных показателей оценки принимаемых кадровых решений;
- сопоставление полученных результатов от реализации кадровых решений с оценкой затрат, обусловивших их достижение;
- проведение оценки окупаемости затрат, связанных с реализацией кадровых решений как в ближайшее время, так и в будущем.
Показатели оценки эффективности управления персоналом характеризуют качество, полноту, достоверность и своевременность выполнения функциональных обязанностей с учетом итогов работы предприятия. Они рассматриваются как единая основа оценки эффективности персонала.
Исходя из того, что до сих пор не существует единой точки зрения на проблему оценки эффективности деятельности службы управления персоналом, возьмем за основу показатели оценки, приведенные Кибановым А.Я., Иванцевичем Дж.М. и Лобановым А.А. Данные показатели можно представить в виде таблицы