Конкурентная разведка работает с открытыми источниками и не занимается теми, к которым доступ запрещен законом. Работа проводится как с документами, так и с людьми. Промежуточное место занимает интернет как источник информации.
В качестве источников информации для конкурентной разведки [50] могут выступать периодические издания, мнения аналитиков, личные наблюдения специалистов на месте, беседы с сотрудниками, конкурентами и контрагентами конкурента, выставки и конференции [20, 22, 23, 55], исследования легально приобретенных образцов продукции конкурента и пр.
Работа с людьми многими исследователями объединяется под названием «Метода выведывания». Это — наиболее деликатная часть конкурентной разведки, требующая особой внимательности, поскольку именно здесь легче всего переступить грань промышленного шпионажа [55, 22].
В интернете наиболее часто используются такие методы работы как профессиональный поиск информации с использованием языка запросов поисковых систем, а также организация мониторинга информации с помощью специальных программ — роботов слежения [13, 18, 2, 4, 15, 16, 14, 53].
|
|
Крупнейшие предприятия закупают программно-аппаратные комплексы (так называемые «ситуационные центры принятия решений», или «командные пункты», цена которых даже без программного обеспечения может достигать 250 тыс. долл. США) [45, 27, 32, 49]. Активно рекламируют свой товар для конкурентной разведки и компании, выпускающие программное обеспечение, которые позволяет проанализировать текст по принципу негати/позитив в отношении изучаемого объекта. Кроме того, специалисты конкурентной разведки используют платные базы данных в Интернете и базы данных, которые после наполнения материалом вручную, способны графически показывать связи между людьми или компаниями, проанализировав заведенную информацию.
Каждый источник информации имеет свои плюсы и минусы, для работы с ними в конкурентной разведке детально разработаны методики. Эти методики постоянно развиваются и совершенствуются.
Федеральный закон от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.