Оценка рыночных долей и интенсивности конкуренции
Одним из наиболее общих и одновременно конкретных выражений степени достижения маркетинговых целей организации является её фактическая рыночная доля в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента. Она отражает наиболее важные результаты конкурентной борьбы, показывает степень доминирования фирмы на рынке, её возможность влиять на объемные и структурные характеристики спроса и предложения по рассматриваемой группе товаров. Исследование рыночных долей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конкурентной борьбе.
Доля рынка – это удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме реализации товара и продажах отрасли (рынка)
На стадии роста рынка борьба за долю рынка вполне окупается: фирма, которая наращивает свое присутствие на рынке быстрее всех и удерживает доминирующую позицию - выходит в победители (в теории эволюционного развития это называется адаптивной радиацией).
|
|
Бороться за большую долю незрелого рынка не стоит - рынка много, а толку мало.
На зрелом рынке - борьба за рыночную долю обходится дорого - т.к. каждый шаг сопровождается массивными контрударами соперников.
Таким образом, изменение доли рынка фирмы с течением времени - принципиально важный показатель динамики конкуренции, особенно в стадии роста товарного рынка. С его помощью можно определить, опережает ли фирма темпы роста рынка, соответствует им или отстает от них.
Есть прямая зависимость между долей рынка и нормой прибыли фирмы:
Динамика доли рынка и нормы прибыли
Норма прибыли (в %) | ||||
Фирмы | при доле рынка (в %) | |||
10% | 20-30% | 40% | >40% | |
производящие товары широкого потребления | ||||
производящие товары производственного назначения |