Содержание понятия «издержки производства». Классификация издержек

Издержки производства - затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.

Классификация издержек:

Явные (внешние) издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей поставщикам производственных ресурсов, не принадлежащих к числу владельцев данного предприятия.

К явным издержкам относятся:

* заработная плата рабочих и служащих;

* расходы на сырье и материалы, комиссионные вознаграждения торговым фирмам;

* взносы в банки и другие финансовые учреждения;

* расчеты за юридические консультации;

* транспортные услуги и т. п.

Неявные (внутренние) издержки - издержки на собственные и самостоятельно используемые производственные ресурсы. Неявные издержки не выступают в денежной форме, равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственные ресурсы при условии наиболее выгодного из альтернативных вариантов их использования. Например, предприятие, используя собственные здания, не несет внешних издержек в форме арендной платы, но в этом случае предприятие теряет возможность получения дохода за сдачу в аренду этих зданий другому предприятию.

Одним из элементов неявных (внутренних) издержек является так называемая нормальная прибыль, под которой понимается вознаграждение предпринимателя за осуществляемые им функции.

Безвозвратные издержки - издержки, осуществляемые предпринимателями единожды, которые не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах, даже в том случае, когда предприятие полностью прекращает свою предпринимательскую деятельность.

Постоянные издержки (FC) – это расходы предприятия, которые оно несет независимо от объема производственной деятельности. Сюда относят: затраты на оборудование, плата за аренду, оплата труда административного и управленческого аппарата.

Переменные издержки (VC) расходы предприятия, зависящие от масштаба производства продукции. Сюда относят: расходы на рекламу, транспорт, налог на собственность, затраты на сырье и оплата рабочих.

В краткосрочном периоде приемлемы и переменные и постоянные расходы, а в длительном периоде – лишь переменные.

Издержки валовые (ТС) – это сумма двух видов затрат: постоянных и переменных. Это денежные расходы компании на производство продукции.

Средние издержки «АС» постоянно сравнивают с рыночной ценой. Если средние издержки ниже рыночной цены, то фирма работает рентабельно. Если средние издержки превышают рыночную цену единицы продукции, то производство данного товара для фирмы будет нерентабельно.

Предельные издержки - «МС» это дополнительные издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.


Краткосрочный и долгосрочный период деятельности предприятия. Эффект масштаба. Закон убывающей предельной отдачи.

Большая часть видов живого труда, сырья, топлива, энергии может быть изменена легко и быстро. Другие ресурсы требуют больше времени для освоения.

В некоторых отраслях тяжелой промышленности изменения мощностей может занять несколько лет. Краткосрочный период – это период времени слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для применения степени интенсивности использования фиксированных мощностей. Производственные мощности фирмы остаются неизменными в пределах краткосрочного периода, но объем производства может быть изменен путем применения большего или меньшего числа работников, сырья и других ресурсов.

Долговременный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить качества всех занятых, включая и производственные, мощностей. Если краткосрочный период представляет собой период фиксированных мощностей, то долговременный период – период изменяющихся мощностей. Важно отметить, что краткосрочный и долговременный периоды отличаются друг от друга скорее концептуально, чем периодом продолжительности.

Кратчайший период представляет собой короткий период времени, намного короче краткосрочного периода.

Эффект масштаба в теории производственных функций - соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Характерный пример - экономия на массовости производства. Чем больше масштабы производства, тем при прочих равных условиях ниже средняя себестоимость единицы продукции, следовательно, соотношение выпуска и затрат увеличивается. Здесь сказываются влияние укрупнения единичных мощностей (на химических производствах или электростанциях), возможности применения автоматизации производственных процессов и другие факторы, воздействующие на различия между постоянной и переменной долями издержек производства (вторые растут при росте продукции, а первые остаются неизменными).

Закон убывающей отдачи - утверждение о том, что если расширяется использование какого-либо одного фактора производства и сохраняются при этом затраты всех остальных факторов (они называются фиксированными), то физический объем предельного продукта, производимого с помощью указанного фактора, станет (по крайней мере, с определенного этапа) убывать.


Прибыль, доход предпринимателя как результат функционирования фирмы. Виды прибыли (бухгалтерская и экономическая). Факторы, определяющие величину прибыли. Условия максимизации прибыли.

При́быль - разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении)

Доход - общая сумма средств, которая поступает на предприятие в течение определенного периода, и после отчислений налогов может быть использована на личное и производственное потребление (инвестирование).

Предельный доход - величина, на которую изменяется общий доход фирмы по реализации одной (дополнительной) единицы продукции.

Совокупный доход - результат производственно-хозяйственной деятельности, рассчитан как разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и общими производственными затратами. Размер совокупного дохода предприятия зависит от уровня цен и рыночной конъюнктуры (ситуации). Совокупный доход зависит от ценовой эластичности спроса: по эластичного спроса снижение цены товара вызывает рост совокупного дохода, за нееластичного - его уменьшения.

Средний доход - характеризует уровень доходности одной единицы продукции и равна цене товара.

Различают:

- бухгалтерская прибыль - разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками);

- экономическая прибыль - это остаток от общего дохода после вычета всех издержек.+ некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников в коррупционных экономиках, дополнительные премиальные работникам.

Таким образом, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат, или затрат отвергнутых возможностей. Количественная оценка экономической прибыли весьма условна, т. к. существует вероятность субъективного подхода к выбору исходной базы для расчета

Все факторы, определяющие величину прибыли делятся на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

рыночно-конъюнктурные:

· Диверсификация (расширение) деятельности организации;

· повышение конкурентоспособности в оказании услуг;

· организация эффективной рекламы новых видов продукции;

· уровень развития внешнеэкономических связей;

· изменение тарифов и цен на поставляемые виды услуг и продукции в результате инфляции,

хозяйственно-правовые и административные:

· налогообложение;

· нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации;

· государственное регулирование тарифов и цен.

К внутренним факторам относятся:

материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы);

организационно-управленческие (освоение более совершенных видов продукции и услуг, информационное обеспечение, разработка стратегии и тактики деятельности организации);

экономические (финансовое планирование деятельности организации, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли);

социальные (повышение квалификации работников, создание благоприятных условий труда, оздоровления и отдыха работников).

На величину прибыли оказывает влияние эффект производственного и финансового рычага.

Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации продукции. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом чем больше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.

Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет снизить как налогооблагаемую прибыль, так и налог на прибыль. Однако риск финансовой деятельности организации при этом возрастает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: