Прогнозирование - это род предвидения (предсказания), поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Прогноз в коммерческой деятельности предприятия – это оценка ожидаемых уровней спроса на продукцию в течение некоторого отрезка времени в будущем. Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии объекта (в частности предприятия) и его среды в будущий период времени.
Признаки классификации и соответствующие им виды прогнозов:
1. Временной охват (горизонт прогнозирования):
- краткосрочные (за период не более года),
-среднесрочные (Промежуточное положение - пятилетние прогнозы),
-долгосрочные (или перспективные)
2. Типы прогнозирования:
- поисковые (научное прогнозирование от настоящего к будущему):
- экстраполятивное (традиционное – поиск определённых зависимостей),
-альтернативное (новаторское – исследует скачкообразные изменения во внешней и внутренней среде).
|
|
- нормативные (нормативно-целевое), основанные на творческом видении (субъективное знание прогнозиста, его интуиция) – «утопии» или «антиутопии».
3. Степень вероятности будущих событий:
-вариантные (построение сценариев развития на основе значительной неопределенности будущей среды),
-инвариантные (предполагают только один вариант развития будущих событий)
4. Способ представления результатов прогноза
-точечные (когда вариант развития включает единственное значение прогнозируемого показателя, например, среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастёт на 5%),
-интервальные (среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет на 5-8%).