Сущность управления предприятием (сущность менеджмента) в условиях рыночной экономики (рынка) означает:
- направленность предприятия на удовлетворение спроса и потребности рынка (конкретных потребителей) и организацию производства тех видов продукции, которые могут быть реализованы и обеспечат ему экономическую выгоду (прибыль); -направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами; -хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений; -постоянную адаптацию управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ в зависимости от конъюнктуры рынка; -объективную оценку деятельности предприятия рынком (конечный результат деятельности предприятия или его хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе реализации продукции и услуг); -необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений.
|
|
Принципы менеджмента определяют общие закономерности, в рамках которых реализуются отношения (взаимосвязи) предприятия с внешней средой и между структурными элементами его управления. Принципы менеджмента -основополагающие идеи, закономерности, нормы и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих действий в сложившихся социально-экономических условиях.
Общая классификация принципов менеджмента организации.
1-ВЫЙ ПРИНЦИП сочетания централизации и децентрализации управления является основным в менеджменте. Оптимальным для практики считается подход, когда централизованно принимаются решения, относящиеся к разработке целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализовано – решения, относящиеся к оперативному управлению.
2-РОЙ ПРИНЦИП сочетания прав, обязанностей и ответственности реализуется путём надлежащего делегирования организационных полномочий и предоставлением необходимой власти, а также созданием достаточных условий для реализации предоставленных полномочий.
3-ТИЙ ПРИНЦИП демократизации управления вытекает из того, что в современных условиях в крупном производстве уровень квалификации и самосознания работников объективно требует их участия в управлении и принятии решений. Поэтому развитие партнерских отношений в производстве считается закономерным, объективно обусловленным процессом, применяемым практически всеми фирмами развитых стран.
|
|
Важнейшие функции внутрифирменного управления.
Сложная структура современных промышленных фирм (корпораций) функционирует как единое целое благодаря целенаправленному управленческому воздействию на все ее основные процессы, элементы и связи. Это достигается управленческой деятельностью, которая (по определению) представляет собой совокупность управленческих функций (планирования, организации, контроля и мотивации).
Круг основных проблем, решаемых в процессе управленческой деятельности, включает следующие действия:
1. определение конкретных целей развития фирмы (предприятия, корпорации) - планирование;
2.установление их приоритетности, очерёдности и последовательности решения - планирование;
3. определение основных направлений и путей решения намеченных целей и задач - планирование;
4. определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения - планирование;
5. разработка системы мероприятий для решения намеченных задач – организация и мотивация;
6. установление и реализация контроля выполнения поставленных задач - контроль.
11. Цели, задачи и общая схема реализации функции планирования.
Внутрифирменное планирование имеет две главные цели:
-определение основных направлений и пропорций развития производства с учётом материальных источников его реализации и спроса рынка;
-повышение эффективности хозяйственной деятельности путём обеспечения оптимального использования возможностей и всех видов ресурсов фирмы.
Задачи внутрифирменного планирования предусматривают:
1. Конкретизацию целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на планируемый период. 2. Определение, детализацию и координацию хозяйственных задач, обеспечивающих достижение целей предприятия. 3. Определение сроков и последовательности реализации задач подразделений для достижения целей предприятия в целом и отдельных его подразделений (производственных отделений, предприятий, дочерних компаний и других структурных образований). 4. Определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей. 5. Обеспечение взаимоувязки научных исследований, разработки, производства и сбыта продукции (услуг).6. Интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговой деятельностью предприятия и другими функциями управления (организация, контроль, мотивация) в целях повышения обоснованности принимаемых решений, постоянной корректировки и адаптации показателей производства и сбыта к условиям рынка (в том числе обеспечение оперативного учёта конкретного спроса и требований на определённую продукцию).7. Разработку комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия, его производственных отделений и дочерних компаний с учётом возможностей и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
Технологическая модель планирования определяет назначение и содержание основных этапов (стадий) процесса планирования и включает:
1. Определение целей предприятия. 2. Определение задач деятельности предприятия и его подразделений (данный этап должен осуществляться одновременно на всех уровнях управления при обязательном согласовании принимаемых решений).
3. Составление планов выполнения работ по решению поставленных задач. Одновременно с разработкой планов осуществляется определение критериев и стандартов, по которым может быть оценена эффективность решения конкретной задачи.4. Разработку общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне.5. Разработку конкретных процедур и правил выполнения планов, обеспечивающих их координацию и направленность на успех в процессе планирования.
|
|
12. Формы планирования и виды планов.
В зависимости от целей, задач и содержания деятельности по планированию выделяют следующие формы планирования, реализация которых предусматривает использование различных методов:
- долгосрочное планирование (перспективное и долгосрочное стратегическое планирование); - среднесрочное планирование (среднесрочный стратегический план и среднесрочный бюджет); - краткосрочное планирование (текущее, оперативное планирование и краткосрочный бюджет).
Планы предприятия различаются также по видам в зависимости от содержания планируемой хозяйственной деятельности и применительно к уровню управления с учётом его организационной структуры. Дифференциация планирования в зависимости от содержания хозяйственной деятельности предусматривает разработку планов: НИОКР, производства, продаж (план сбыта), финансовый план, план материально-технического обеспечения, план капитальных вложений (план инвестиций), план технического перевооружения и др.
В зависимости от организационной структуры разрабатываются планы: предприятия в целом, планы производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований, планы всех подразделений.
Перспективное планирование, как правило, осуществляется на период 10-15 лет и предусматривает следующие основные цели:
-формулирование и объявление общих целей фирмы, определяющих направленность деятельности (сферу бизнеса) и условия существования фирмы на весь горизонт планирования;
-формирование принципов ориентации на перспективу, которыми необходимо руководствоваться при разработке конкретных целей и стратегий развития фирмы;
-определение долгосрочных направлений деятельности фирмы.
Долгосрочный стратегический план выражает стратегию фирмы (корпорации), включая традиционные и новые сферы деятельности. В нем определяется основные проекты и их приоритеты. Разрабатывается такой план на уровне высшего руководства фирмы на период 5-10 лет.
|
|
Среднесрочный стратегический план рассчитан на два - три года. Кроме того, что он более обоснован количественно, так как в этом плане делается упор на распределение ресурсов.
Оперативное планирование осуществляется на уровне производственного отделения, предприятия(завода), дочерней компании и других структурных образований (подразделений). Разработка бюджетов завершает цикл планирования производственных отделений и подразделений промышленной фирмы. Процесс разработки плана и бюджета осуществляется поэтапно на основании среднесрочного стратегического плана производственного отделения. Технология разработки бюджетов в основном соответствует поэтапной процедуре формирования и утверждения бюджетов в рамках управления реализацией стратегии.