Виды управленческих решений

Виды решений:

• Организационные решения – решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой им должностью. Целью организационного решения является обеспечение достижения поставленных перед организацией задач. Организационные решения можно классифицировать как запрограммированные и незапрограммированные решения.

Запрограммированные решения – решения, принятые как результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математических уравнений. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения - решения, принимаемые в ситуациях, которые в определенной степени новые, внутренне неструктурированные или сопряженые с неизвестными фактами. К числу незапрограммированных решений можно отнести решения типа:

• какими должны быть цели организации?

• как улучшить продукцию?

На практике решения, принимаемые руководителем, редко могут рассматриваться как запрограммированные или незапрограммированные в чистом виде. Даже самое запрограммированное решение подразумевает некоторую личную инициативу лица, принимающего решение (ЛПР), а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений.

• Компромиссы. Любое решение не может иметь чисто положительных результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому любое организационное решение – это компромисс. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно значительные. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется намного желательным с точки зрения конечного эффекта.

• Интуитивное решение - выбор, сделанный на основе ощущения того, что этот выбор правильный. ЛПР не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе, руководитель просто делает выбор. При этом он не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации. Специалист по управлению Питер Шодербек отмечает, что в то время как изучение количества информации о проблеме может оказать заметную помощь при принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего уровня власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Значительную зависимость руководителей от интуиции подтвердил в своих исследованиях и профессор Минцберг.

• Решения, основанные на суждении – выбор, обусловленный знанием или опытом. Эти решения часто кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Руководитель использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает как положительными, так и отрицательными сторонами.

6.Классификация УР в зависимости от сферы деятельности,по масштабу решения,по срокам действия и влияния на перспективы развития организации,по целям.

В процессе управления менеджер принимает большое число самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Управленческие решения классифицируются по следующим признакам.

1) В зависимости от сферы деятельности в предлагаемой классификации выделяют экономические, организационные, технические, коммуникативные управленческие решения.

Экономические решения призваны дать ответ на вопросы:

• что производить?

• какое количество продукции найдет сбыт?

• какой уровень производственных затрат оптимален?

• по какой цене следует реализовывать готовую продукцию?

• какие экономические выгоды даст производство инвестору и обществу в целом?

Организационные решения предполагают разрешение проблем организации производства продукции и дают ответы на следующие вопросы:

• где географически следует разместить производство?

• какие производственные помещения потребуются для организации производства?

• каковы потребности в персонале?

При этом организационные решения должны содержать конкретные мероприятия по удовлетворению производственных потребностей предприятия.

Технические управленческие решения решают проблему выбора технологии производства продукции, технического оснащения производственных подразделений фирмы и их совершенствования.

Коммуникативные решения предполагают мероприятия по установлению, поддержанию и совершенствованию связей организации с субъектами внешней среды, а так же организацию связей между элементами организационной структуры самого предприятия.

2) По масштабу решения могут приниматься на различных экономических уровнях:

• народнохозяйственные, охватывающие несколько или все отрасли народного хозяйства;

• корпоративные, охватывающие несколько предприятий;

• уровень предприятия;

• уровень подразделения;

• уровень отдела;

• уровень проекта и др.

3) Исходя из сроков действия и влияния на перспективы развития, управленческие решения подразделяют на оперативные, тактические и стратегические.

Оперативные решения выполняют корректирующую роль непосредственно в ходе производственной деятельности предприятия, решая внезапно возникающие проблемы, не терпящие отлагательства.

Тактические управленческие решения, как правило, ориентированы на кратко и среднесрочную перспективу (на год или квартал) и проблемы производственно-технического характера.

Стратегические управленческие решения призваны обеспечить выполнение организацией ее миссии и, за счет этого, ее выживание в условиях жесткой конкуренции. Приниматься на длительный срок (5 и более лет)

Количество оперативных решений, принимаемых в организации, как правило, значительно превышает число решений стратегических. По времени, затрачиваемому на выработку решений, самыми ресурсоёмкими являются стратегические решения.

4) По целям различают коммерческие и некоммерческие управленческие решения.

Коммерческие решения предполагают осуществление действий направленных на достижение определенного экономического эффекта: увеличение объемов оборота, увеличение валового дохода или прибыли и т.п.

Управленческие решения некоммерческого характера непосредственно не преследуют экономические цели. Они, как правило, направлены на создание социального имиджа фирмы, социальное развитие муниципального или регионального сообщества, в рамках которого функционирует организация, решение проблем охраны окружающей среды, улучшение условий труда и отдыха работников, а так же развитие некоммерческих направлений деятельности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: