Виды решений:
• Организационные решения – решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой им должностью. Целью организационного решения является обеспечение достижения поставленных перед организацией задач. Организационные решения можно классифицировать как запрограммированные и незапрограммированные решения.
Запрограммированные решения – решения, принятые как результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математических уравнений. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
Незапрограммированные решения - решения, принимаемые в ситуациях, которые в определенной степени новые, внутренне неструктурированные или сопряженые с неизвестными фактами. К числу незапрограммированных решений можно отнести решения типа:
• какими должны быть цели организации?
• как улучшить продукцию?
|
|
На практике решения, принимаемые руководителем, редко могут рассматриваться как запрограммированные или незапрограммированные в чистом виде. Даже самое запрограммированное решение подразумевает некоторую личную инициативу лица, принимающего решение (ЛПР), а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений.
• Компромиссы. Любое решение не может иметь чисто положительных результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому любое организационное решение – это компромисс. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно значительные. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется намного желательным с точки зрения конечного эффекта.
• Интуитивное решение - выбор, сделанный на основе ощущения того, что этот выбор правильный. ЛПР не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе, руководитель просто делает выбор. При этом он не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации. Специалист по управлению Питер Шодербек отмечает, что в то время как изучение количества информации о проблеме может оказать заметную помощь при принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего уровня власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Значительную зависимость руководителей от интуиции подтвердил в своих исследованиях и профессор Минцберг.
|
|
• Решения, основанные на суждении – выбор, обусловленный знанием или опытом. Эти решения часто кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Руководитель использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает как положительными, так и отрицательными сторонами.
6.Классификация УР в зависимости от сферы деятельности,по масштабу решения,по срокам действия и влияния на перспективы развития организации,по целям.
В процессе управления менеджер принимает большое число самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Управленческие решения классифицируются по следующим признакам.
1) В зависимости от сферы деятельности в предлагаемой классификации выделяют экономические, организационные, технические, коммуникативные управленческие решения.
Экономические решения призваны дать ответ на вопросы:
• что производить?
• какое количество продукции найдет сбыт?
• какой уровень производственных затрат оптимален?
• по какой цене следует реализовывать готовую продукцию?
• какие экономические выгоды даст производство инвестору и обществу в целом?
Организационные решения предполагают разрешение проблем организации производства продукции и дают ответы на следующие вопросы:
• где географически следует разместить производство?
• какие производственные помещения потребуются для организации производства?
• каковы потребности в персонале?
При этом организационные решения должны содержать конкретные мероприятия по удовлетворению производственных потребностей предприятия.
Технические управленческие решения решают проблему выбора технологии производства продукции, технического оснащения производственных подразделений фирмы и их совершенствования.
Коммуникативные решения предполагают мероприятия по установлению, поддержанию и совершенствованию связей организации с субъектами внешней среды, а так же организацию связей между элементами организационной структуры самого предприятия.
2) По масштабу решения могут приниматься на различных экономических уровнях:
• народнохозяйственные, охватывающие несколько или все отрасли народного хозяйства;
• корпоративные, охватывающие несколько предприятий;
• уровень предприятия;
• уровень подразделения;
• уровень отдела;
• уровень проекта и др.
3) Исходя из сроков действия и влияния на перспективы развития, управленческие решения подразделяют на оперативные, тактические и стратегические.
Оперативные решения выполняют корректирующую роль непосредственно в ходе производственной деятельности предприятия, решая внезапно возникающие проблемы, не терпящие отлагательства.
Тактические управленческие решения, как правило, ориентированы на кратко и среднесрочную перспективу (на год или квартал) и проблемы производственно-технического характера.
Стратегические управленческие решения призваны обеспечить выполнение организацией ее миссии и, за счет этого, ее выживание в условиях жесткой конкуренции. Приниматься на длительный срок (5 и более лет)
Количество оперативных решений, принимаемых в организации, как правило, значительно превышает число решений стратегических. По времени, затрачиваемому на выработку решений, самыми ресурсоёмкими являются стратегические решения.
4) По целям различают коммерческие и некоммерческие управленческие решения.
Коммерческие решения предполагают осуществление действий направленных на достижение определенного экономического эффекта: увеличение объемов оборота, увеличение валового дохода или прибыли и т.п.
|
|
Управленческие решения некоммерческого характера непосредственно не преследуют экономические цели. Они, как правило, направлены на создание социального имиджа фирмы, социальное развитие муниципального или регионального сообщества, в рамках которого функционирует организация, решение проблем охраны окружающей среды, улучшение условий труда и отдыха работников, а так же развитие некоммерческих направлений деятельности организации.