Систематизированный поиск – это поиск по определённой системе на основе выбранного или выбранных принципов и правил. К методам систематизированного поиска относятся методы: «Списки контрольных вопросов», «Морфологический анализ», «Функциональный анализ», «Метод многократного последовательного классифицирования», «Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решений» и другие.
Методы направленного поиска - технология усиления креативных и эвристических способностей человека (креативность - это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом). Они основаны на последовательном приближении к оптимальному в данной ситуации решению. Поиск решения проблемы осуществляется путем формирования чередующейся определенным образом упорядоченной последовательности, включающей:
• генерирование альтернативных идей,
• анализ причин, порождающих негативное явление,
|
|
• выявление конкретного варианта решения.
Методы направленного поиска - это система принципов и правил, которая включает
• синтез возможностей (фаза генерирования новых и инновационных идей),
• анализ,
• оценку и отбор наиболее реальных вариантов (аналитическая фаза, обеспечивающая направленный поиск конкретного варианта) для решения задач.
27. Метод «Мозговой штурм».
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.
Этот метод может быть использован на этапах определения и формулирования проблем, разработки управленческого решения. Он также широко применяется на отдельных этапах при реализации других методов принятия решений.
Метод мозгового штурма - метод психологической активизации, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Этот подход предполагает применение нескольких правил.
1) Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
2) Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
|
|
3) Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.
4)Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.
Принципы метода "мозгового штурма":
1) Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.
2) Обеспечение максимальной свободы участникам
• предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);
• полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);
3) Тщательное формирование состава участников
• определение численности;
• по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);
• психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);
• по квалификации (высокий и примерно равный уровень)
• иногда введение "рыжего";
4) Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";
5) Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:
• создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;
• умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).
Этапы и правила мозгового штурма:
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
1этап. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2 этап. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
• главное - количество идей. (Не делайте никаких ограничений!),
• полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;
• необычные и даже абсурдные идеи приветствуются!
• комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3 этап. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
28.Модификации процедуры проведения мозгового штурма:
Метод индивидуального мозгового штурма. Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек.
Фасилитатор(от лат. facilis — «лёгкий, удобный») - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.
Длительность сеанса - 3-10 минут.
Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон.
|
|
Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки.
Недостаток - отсутствие синергетического эффекта (синергетический эффект - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента).
Преимущество - оперативность и экономия на людях.
Письменный мозговой штурм. Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.
Метод прямого мозгового штурма. В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.
Метод массового мозгового штурма. Используется для решения глобальных проблем. Этапы:
• создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части,
• затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма,
• далее - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.
Метод двойного (парного) мозгового штурма. Введение критики идей. Этапы:
• прямой мозговой штурм,
• обсуждение,
• продолжение выдвижения идей.
Метод мозгового штурма с оценкой идей. Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем.
Высокие требования к участникам:
квалификация, собранность,
умение участвовать в методе мозгового штурма.
Этапы:
• генерация идей,
• ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов,
• выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков,
• обсуждение с мини-штурмами,
• сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков,
• индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.
Недостатки: нагрузочность, конфликтность.
|
|
Достоинства:
• снятие эффекта «единого мозга»,
• возможность организовать конструктивную критику.
29.Метод конференции идей.
Это метод мозго вого штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. Применяется для сбора идей по определенной тематике, для поиска подходов к решению сложных проблем.
Цель метода: о свободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.
Суть метода - х орошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой:
• разрешена только доброжелательная критика,
• следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек",
• возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы,
• процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.
Этапы:
1 этап – подготовка. Включает:
• подбор участников,
• предварительный подбор фактического материала,
• определение времени и места работы,
• четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников,
• предварительная проработка рассматриваемых вопросов;
2 этап – проведение конференции. Включает:
• ознакомление участников с правилами совместной работы,
• обеспечение работы конференции,
• все выдвинутые идеи фиксируются,
• пресечение дискуссий,
• поддержка оригинальных идей;
3 этап – подведение итогов. Включает:
• после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить),
• полученные материалы передаются на экспертизу специалистам,
• оценка и ранжирование результатов экспертами,
• разработка рекомендаций.
Наибольший эффект метод дает при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.
Председатель совещания должен помнить, что:
• участие каждого в поиске идей, равно необходимо,
• неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей,
• хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху,
• через 20 мин. участники конференции устают,
• споры и дискуссии недопустимы,
• решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы,
• в потоке идей не должно возникать пауз,
• группа является коллективным автором всех предложений.
Каждый участник должен знать, что:
• он необходим на данном совещании,
• он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения,
• он не будет внедрять предложения,
• все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами,
• он имеет одинаковые права со всеми,
• за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей,
• лучшая форма возражения – собственное предложение.
Достоинства метода:
• легкость освоения и простота в обращении,
• результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.
Недостаток: отсутствие гарантии нахождения сильных идей.