Семинарское занятие № 14
Цель: с формировать представления о месте и роли познавательных психических процессов в жизни человека; дать характеристику ощущению как чувственному отображению отдельных свойств предмета; рассмотреть классификации ощущений, основные свойства и характеристики ощущений.
Организационная форма занятия: семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Ощущения как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Физиологические механизмы ощущений.
2. Учения об ощущении.
3. Виды ощущений.
4. Основные свойства и характеристики ощущений.
5. Виды чувствительности. Законы ощущений.
§ закон Бугер-Вебера;
§ закон Фехнера;
§ основной психофизический закон (закон Вебера-Фехнера);
§ закон Стивенса;
§ обобщенный психофизический закон (закон Ю.М. Забродина)
6. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация, синестезия, контраст ощущений.
7. Развитие ощущений в онтогенезе. Методы исследования ощущений.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о месте и роли познавательных психических процессов в жизни человека, о природе ощущений и их значении в жизни человека; о физиологических механизмах ощущений; в ходе занятия студент должен раскрыть понятие анализатора, рассмотреть его строение и рефлекторный характер, проанализировать процесс возникновения ощущения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000
По второму вопросу: в ходе занятия студент должен рассмотреть учения об ощущениях – теорию «специфической энергии органов чувств» И. Мюллера, концепцию знаков Г. Гельмгольца, теорию солипсизма, рецепторную и рефлекторную теории ощущений, взгляды на ощущение как продукт исторического развития человека. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о классификации ощущений; студент должен охарактеризовать систематическую классификацию ощущений Ч. Шеррингтона (интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные), генетическую классификацию ощущений Х. Хэда (протопатические, эпикритические), классификацию ощущений Б.М. Теплова (экстероцепторы, интероцепторы), классификацию ощущений по модальности; раскрыть понятия «интероцептивные», «проприоцептивные», «экстероцептивные», «контактные», «дистантные», «протопатические», «эпикритические» ощущения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По четвертому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об основных свойствах и характеристиках ощущений (качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация, последовательные образы – положительный, пороги ощущений – абсолютный и относительный). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000
По пятому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о двух видах чувствительности - абсолютной чувствительности и чувствительности к различию, об абсолютных и относительных порогах ощущений; в ходе занятия студент должен раскрыть законы ощущений - закон Бугер-Вебера, закон Фехнера, основной психофизический закон Вебера-Фехнера, закон Стивенса, основной психофизический закон Вебера-Фехнера, обобщенный психофизический закон Ю.М. Забродина. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По шестому вопросу: студент должен иметь представление о понятии сенсорной адаптации, описать 3 разновидности явления адаптации (А.В. Петровский); охарактеризовать взаимодействие ощущений: взаимодействие между ощущениями одного и различных видов; раскрыть понятие о сенсибилизации и явлении синестезии. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
По седьмому вопросу: студент должен проследить развитие ощущений в онтогенезе; охарактеризовать особенности ощущений новорожденного, рассмотреть особенности процесса развития зрения, речевого слуха, абсолютной чувствительности; в ходе занятия необходимо описать генетическую предрасположенность и возможность развития ощущений; студент должен иметь представление о прямом и косвенном измерении ощущений; дать определение измерению, охарактеризовать типы измерительных шкал и классические методы измерения порогов. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
Основные понятия: ощущение, органы чувств, анализатор, качество ощущений, интенсивность ощущений, длительность ощущений, пространственная локализация, последовательный образ, абсолютный порог ощущения, верхний порог чувствительности, нижний порог чувствительности, порог различения, сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины::
а) основная литература:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
3. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
4. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
- Брунер, Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.
- Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 2000.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2. - М., 1982.
- Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учебник. – М.: Медицина, 1995.
- Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб., Питер, 2009.
- Психология ощущений и восприятия Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской М.: ЧеРо, 2002
- Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- https://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
- https://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
- https://www.psy.su – Психологическая газета
- https://www.psyworld.info – Мир психологии
- www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
- www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
- Заполнить таблицу «Классификация ощущений».
Принцип классификации | Виды ощущений | Общая характеристика |
- Конспект: «Ощущение цвета», «Теория цветоощущения», «Психофизическое действие цветов» // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. С. 216-224.
- Конспект: П.О. Макаров «Об основном психофизическом законе» // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. С. 169-171.
Темы рефератов:
1. Механизмы чувственного отражения.
2. Изменения чувствительности и процессы взаимодействия анализаторов.
3. Симптомы патологии чувственного познания.
4. Развитие ощущений в онтогенезе.
5. Методы исследования ощущений.
Программированный контроль знаний: