Ситуация № 1

IKEA – особенность оптимизации
операционной деятельности

IKEA – яркий пример европейской компании, успешно функционирующей в 40 странах мира, в том числе и в РФ. Численность сотрудников, работающих в группе компаний IKEA
в 2014 г. насчитывает 118 тыс. чел. В течение 2013 г. 231 магазин IKEA посетили 522 млн чел. в 24 странах мира. В 2012 г. был открыт 21 новый магазин по всему миру. Один только тираж каталогов превышает 191 млн шт. и выходит на 27 языках мира
в 54 ва­риантах. Около 1300 поставщиков по всему миру снабжают магазины IKEA товарами че­рез 28 больших складов в 16 странах. Ассортимент магазинов достигает 9500 артикулов, 80 тыс. вариаций разного цвета и размера. Почти 67% изделий поступают из Европы, 30% из Азии и 3% из Северной Америки. Ведущие страны-поставщики: Китай, Польша, Шве­ция, Италия
и Германия. Промышленная группа IKEA Swedwood производит продукцию на 35 фабриках в 9 странах мира. В 2011 г. одна только IKEA обеспечивала половину всего мебельного экспорта России. Это помогает IKEA оптимизировать процесс поставки това­ров в свои европейские магазины. «Старый континент» отвечает за 81% всех продаж и 66% закупок (на Востоке закупается «всего лишь» 1/3 товаров). В 2012 г. объем продаж достиг
22 млрд 498 млн евро (за вычетом налога с продаж), при этом первыми пятью страна­ми с лучшими показателями продаж были Германия (16%), США (10%), Великобритания (9%), Франция (9%) и Швеция (7%). Рост объемов продаж отмечается на протяжении всех лет суще­ствования организации.

Концепция работы IKEA была разработана ее основателем Ингваром Кампрадом (Ingvar Kamprad). Она заключается
в том, чтобы обеспечивать потенциальных потребителей функциональной мебелью хорошего качества, доставляемой без задержки, по низкой цене, чтобы обеспечить ею как можно большее число покупателей. Для послевоенного рынка 1950-х гг. эта идея была инновационной по своей природе. Мебель в то время была дорого­стоящей и предназначалась для людей с высокими доходами.

Основой такой концепции стала идея основателя фирмы
И. Кампрада – как можно больше снизить издержки во всех областях бизнеса. В результате им были разработаны новые способы дизайна и продажи мебели. Прежде всего за счет перевода производства в страны, где затраты на рабочую силу значительно меньше. Пионером в этом стала Польша (экспорт продукции с 1961 по 1998 г. возрос с 69 тыс. крон до размера почти
в 2 млрд крон), затем были опробованы и другие страны, в том числе и Китай.

Во-вторых, было решено использовать в производстве более дешевые сорта древесины, а также приобрести лесные участки, что способствовало повышению контроля всего про­цесса. Таким образом, были заложены основы вертикальной интеграции предприятий в группу Swedwood. В настоящий момент в промышленную группу Swedwood входят 38 пред­приятий в 11 странах мира.

В-третьих, анализ затрат на перевозку показал, что их можно сократить на 80% за счет использования плоских картонных коробок при транспортировке разобранной мебели.

В-четвертых, было принято решение предложить покупателям самостоятельно выво­зить упакованную мебель из магазина и собирать ее на дому собственноручно.

В-пятых, были установлены уникальные отношения с поставщиками, которым был предложен гарантированный объем закупок по периодам в обмен на более низкую стои­мость, что позволяет организовать массовое производство и как результат сократить из­держки на производство.

Что касается продаж и закупок, российским подразделениям IKEA есть к чему стремить­ся. На сегодняшний день около
30 % оборота российских магазинов IKEA обеспечивают то­вары российского производства, компания же стремится довести эту цифру до 40 %. Еще в 2003 г. у IKEA было не так уж много российских поставщиков. Сегодня около 90 рос­сийских предприятий производят товары для шведского мебельного гиганта, и их число постоянно растет.

В-шестых, магазины компании располагаются, с момента основания и по сей день, за пределами городов, что позволяет минимизировать издержки на использование земли. Этим политика компании IKEA отличалась от конкурентов, которые стремились распола­гать свои магазины в центре городов.

В-седьмых, согласно концепции компании, в IKEA налажена технология всеобъемлю­щего использования потенциала ресурсов. Так, древесина перерабатывается практически полностью (за исключением листьев), а из отходов от переработки изготавливаются бри­кеты, которыми можно топить печи и камины.

Функциональность, широкий ассортимент товаров (9500 артикулов, 80 тыс. вариаций разного цвета и размера) способствует привлечению разных категорий покупателей. При­чем система управления добилась того, что во всех магазинах сети представлен однород­ный ассортимент товаров. Дизайн же товаров по-прежнему осуществляется в соответствии со шведской спецификой «демократичного комфорта». При этом именно IKEA ввела такие понятия, как «diversity» («разнообразие»)
и «free range» («свободный ассортимент») для адаптации стандартного ассортимента товаров к нуждам покупателей именно этого регио­на (например, покупателям в мусульманских странах предлагаются кисточки на диван).

Для увеличения удовольствия покупателей от посещения магазинов им предлагаются дополнительные услуги: рестораны буфетного типа, где можно приобрести продукты по выгодной цене; специальные игровые площадки для детей, на которых дети находятся под присмотром профессионалов, в то время как родители могут свободно совершать покупки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: