С миру по идее. Французская Louis Vuitton
перенимает испанский, шведский и японский опыт
Французский производитель предметов роскоши Louis Vuitton заново открывает законы эффективного производства.
К этому его вынудили испанская Zara и шведская Н&М, научившиеся быстро подстраиваться под модные тенденции
и обновлять ассортимент каждые 2 недели.
Для производителя портфелей и сумок с вековыми традициями – компании Louis Vuitton, входящей в международный холдинг LVMH Most Hennesy Louis Vuitton, настала пора перемен. Цель реформ проста – улучшить качество обслуживания клиентов. Внутренний стандарт Louis Vuitton гласит: «Чего хотят наши покупатели? Возможности сразу же купить понравившийся товар».
В кризис большинство всемирно известных домов оказались неконкурентоспособны с точки зрения организации внутренних бизнес-процессов. Десятилетиями модные дома искусственно сдерживали предложение с целью сделать свои товары менее доступными и более желанными. Острый дефицит модных товаров позволял таким компаниям приобретать культовый статус. Но такая неповоротливость уходит в прошлое. Вместо того, чтобы полагаться на «вечную классику», Louis Vuitton стала производить сумки на один сезон, но в результате производство перестало успевать за дизайнерами. Если новая модель становилась хитом продаж, компания просто не находила возможности быстро увеличить объемы ее производства.
Чтобы исправить ситуацию, Louis Vuitton решила использовать систему тотального контроля качества и гибкие методы производства, впервые примененные компанией Toyota.
Этот автопроизводитель организовал своим операции так, чтобы переключение производства с одной модели на другую занимало минимум времени. Кроме того, японцы не передают изделие на следующий этап до тех пор, пока в нем не устранены все выявленные дефекты.
Но Louis Vuitton оказалась не готова к внедрению новых методов работы. На каждой фабрике работало по 250 узких специалистов: кто-то кроил кожу или ткань, кто-то сшивал образцы, кто-то изготавливал карманы. Переключать рабочих с выполнения одной операции на другую практически не представлялось возможным. Компания McKinsey, измерив продолжительность различных фаз производства, пришла к выводу: при производстве теряется слишком много времени. Консультанты помогли Louis Vuitton составить план реформ. Первым шагом стало расширение специализации сотрудников. Например, теперь склеиванием, пришиванием и отделкой края клапана кармана занимаются не 3 человека, а один. Чтобы снизить потери времени, процесс производства разбили на этапы, включающие равные по продолжительности выполнения операции.
Даже фабричные помещения пришлось реорганизовать. Переняв опыт японских производителей электроники, Louis Vuitton объединила работников в группы по 6-12 человек. Их рассадили за U -образные рабочие места, с одной стороны которых находятся швейные машины, а с другой – столы для сборки. Теперь, закончив выполнение своей операции, они не откладывали изделие в сторону, а просто передавали его на следующий производственный этап.
Изменения в производственных процессах позволили компании обновлять ассортимент каждые 6 недель, что в 2 раза чаще, чем в недалеком прошлом. К тому же новая производственная система позволяет работникам выявлять брак на более ранних стадиях.
Но реорганизации коснулась не только фабрик. Раньше все бутики Louis Vuitton по всему миру заказывали товары из единого дистрибуторского центра во Франции. Теперь таких центров 6, и они находятся гораздо ближе к клиентам:
2 – в Японии, 2 – в других странах Азии, 1 – в США и 1 – недалеко от Парижа. Каждую неделю магазины со всего мира отправляют во Францию отчеты о продажах, и в соответствии с ними корректируется объем производства. График работы фабрик составляется с шагом в 1 день, а не на неделю.
Заключительный этап реформ коснулся бутиков. Еще недавно продавцы-консультанты сами ходили за недостающим товаром на склад. Пустая трата времени. Теперь в большом магазине на Елисейских Полях в Париже товар со склада доставляют на грузовом лифте прямо к кассе. Все изделия поступают уже в упаковке. Опыт Louis Vuitton теперь тиражируется в работе с другими брендами компании LVMH.