На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» - диктует жёсткий отбор форм и методов обучения. Это такие предметы как русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика.

На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низкую эффективность. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

Эти предметы не так связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегрированный и (или) прикладной характер. Кроме того они все тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы как: иностранные языки, информатика, изо, технология, экология. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Данная тема актуальна и значима, так как в современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от владения им ключевыми компетенциями – это признано мировым педагогическим сообществом.

Ученик считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применить усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

И проектный метод обучения в настоящее время все чаще рассматривают как дидактическую систему реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-либо проблемы, в процессе которой учащиеся применяют полученные знания и умения на практике.

В основе метода проектов при использовании на уроках гуманитарного цикла лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов дает возможность учащимся размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения и чужой опыт.

Метод проектов дает возможность на практике формировать ключевые компетентности учащихся; научить их общеучебным умениям, необходимым для решения проблем:

- понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, таблицы и прочего, интегрировать информацию из разных источников);

- характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);

- представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);

- решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);

- размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, прочее);

- сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей).

Для чего нам необходимо использовать данный метод на уроках гуманитарного цикла?

1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

3. Принимать самостоятельные аргументированные решения.

4. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Сущность метода проектов заключается в решении проблемы:

· Проблемная ситуация;

· Поиск способов решения (выдвижение гипотез);

· Исследовательская, поисковая деятельность;

· Оформление результатов работы;

· Защита проекта;

· Прогнозирование новых проблем

Метод проектов предусматривает использование и других методов обучения: исследовательские (дискуссии, эвристические беседы), поисковые (мозговые атаки), научный (ролевые игры).

При использовании метода проектов необходимы следующие интеллектуальные умения:

· Умения предметной области знания (совокупность соответствующих компетентностей);

· Интеллектуальные умения критического мышлении (поиск информации, анализ, осмысление, применение, синтез, оценка);

· Коммуникативные умения (умения совместной деятельности, умения дискутировать, принимать решения).

Общим основанием для рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся:

Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем.

Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает.

Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает.

Четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам ее решает, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: