Теоретические основы научной организации управленческого труда

Создавая теорию и методологию научной организации труда, Ф. Тейлор исходил из того, что главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя и макси­мального благосостояния для каждого занятого на предприятии работника. На практике же до сих пор значительная часть предпринимателей-соб­ственников не верит в возможность построить свои отношения с нанимаемы­ми работниками так, чтобы интересы обеих сторон стали общими. Многие и с той, и с другой стороны считают, что их интересы по своей сущности противо­положны. Эта позиция нашла теоретическое обоснование и оправдание в те­ории Маркса о прибавочной стоимости и заработной плате.

Научная организация управления основывается на твердом убеждении в том, что реальные интересы тех и других совпадают. Благосостояние пред­принимателя невозможно в течение многих лет, если оно не сопровождается благосостоянием занятых на его предприятии рабочих.

Экономическая теория и практика предпринимательской деятельности свидетельствуют, что вполне возможно удовлетворить потребности обеих сто­рон: дать рабочему высокую заработную плату, и вместе с тем предпринима­телю достичь низкой стоимости рабочей силы в производстве продукции. Предпринимателям, которые стремятся получить от своих работников макси­мально возможное количество труда за минимально возможное вознагражде­ние, следует понимать, что либеральная политика относительно рабочих бу­дет выгодной для них с точки зрения будущего.

Интересы собственника и наемных работников совпадают в части увели­чения присваиваемого ими продукта в соответствующей форме, и одна из задач менеджеров как раз и состоит в обеспечении этого. Возникает прагма­тический вопрос: "При каких условиях можно достичь этого?"

Увеличение прибыли предпринимателя и заработной платы рабочих, воз­можно лишь при условии повышения производительности труда. Поэтому важнейшей задачей как руководства предприятия, так и самых работников должно быть достижение максимальной производительности труда каждого в отдельности и всего коллектива.

В процессе рассмотрения проблемы научной организации труда менедже­ров (управленцев) прежде всего возникает три вопроса.


Управленческий труд и менеджеры 91

1. В какой мере основы научной организации труда существенно отлича­ются от обычных типов организации?

2. Какова причина того, что при научной организации труда достигают лучших результатов, чем при использовании других ее типов?

3. Допустим, найден лучший человек и поставлен во главе предприятия, но можно ли уверенно давать ему право выбора самого типа организации производства? Попробуем дать ответы на эти вопросы.

Как известно, развитие разделения труда приводит к тому, что каждый отдельный человек специализируется на выполнении конкретного вида функ­циональных возможностей в соответствии с его профессиональной подготов­кой. Изобретательность каждого нового поколения людей приводит к появ­лению новых, более совершенных методов выполнения каждого элемента работы в любой профессии. Таким образом, методы, применяемые ныне, яв­ляются результатом их развития. Этот результат является следствием наи­большей приспособленности наилучших идей, которые победили в борьбе за существование и развились с момента возникновения каждой из профессий. Вместе с тем, люди, хорошо владеющие какой-либо профессией, твердо знают, что почти ни в одном из элементов любой профессии нет однообразия в при­меняемых методах. В практической деятельности вместо одного способа, при­знанного всюду, используется много других способов выполнения каждого элемента той или иной работы.

Изобретательность и опыт каждого нового поколения — и даже каждого десятилетия, а сегодня это несколько лет — передают последующим поколе­ниям более совершенные методы. Эта совокупность практических или тра­диционных знаний и навыков есть главным активом (потенциалом) каждо­го работника-профессионала. Поэтому наиболее опытные менеджеры прямо ставят перед своими работниками задачу наилучшего и наиболее эффектив­ного выполнения работ. Они считают, что их роль состоит в том, чтобы заста­вить каждого работника приложить все усилия, полученные знания, все ис­кусство, умение, добрую волю, инициативу для того, чтобы реализовать по максимуму весь свой потенциал с целью обеспечения наибольшей прибыли для своего предприятия.

Проблема, стоящая перед менеджментом предприятия, заключается в том, чтобы побуждать каждого работника к наилучшим проявлениям инициативы. С другой стороны, никакой менеджер не сможет добиться ощутимого прояв­ления этой инициативы от своих работников, если он не даст им больше того, что они обычно получают от своих хозяев. Таким образом, наилучшим ти­пом управления предприятиями может быть такой, при котором работники проявляют свою инициативу и в обмен получают определенное социальное вознаграждение от своих руководителей. Для осуществления научной орга­низации управления менеджмент должен обобщить совокупность традици­онных знаний и навыков, которыми обладают его работники, а затем класси­фицировать их, обработать и придать им форму правил, законов и методов, которые становятся работникам подспорьем в выполнении их ежедневной


работы. Кроме этого, менеджмент предприятия принимает на себя много д гих обязанностей. Эти обязанности можно объединить в такие группы:

— менеджмент разрабатывает научный фундамент, дающий возможно!
заменить старые традиционные методы работы новыми, научными;

— на основе научно установленных принципов менеджмент проводит с
рательвый отбор сотрудников, а потом учит и тренирует их, тогда как рань]
это было частным делом каждого работника;

— менеджмент обеспечивает согласованное сотрудничество между отдел ными звеньями производства в направлении достижения общей цели;

— соответственно научно обоснованным принципам разделения труда ответственности между работниками и менеджментом последний берет г себя те функции, к которым он лучше приспособлен, тогда как раньше вс работа и ответственность полагались на работников.

Организатор, анализирующий производственные планы по научной оргг низации управления, неминуемо приходит к выводу, что производство осупц ствляется лучше и экономнее, если широко осуществлено разделение трудг Например, каждое действие инженера, механика может быть подготовлен предыдущими действиями других работников.

Главнейшим элементом становления научной организации управление была идея задания или нормы. Работа каждого работника полностью учиты вается в плане руководителя, по крайней мере, на один день вперед, и каждьи отдельный работник в большинстве случаев получает задание, которое eMj необходимо выполнить. Это задание или норма детально определяет не толь­ко то, что нужно сделать, а и время, отведенное для выполнения данной рабо­ты. И каждый раз, когда работник с успехом выполняет установленную для него норму в пределах определенного срока, он получает надбавку к своему обычному жалованью.

В большинстве случаев научные данные по управлению производством получают путем сравнительно простого анализа и учета рабочего времени всех отдельных операций, осуществляемых работником в процессе выполне­ния конкретной части работы.

Важнейшей закономерностью в области научной организации управле­ния предприятием есть влияние на производительность работника идеи нор­мы или задания. Не случайно часто систему научного управления называют именно системой "нормированной организации".

Если работникам устанавливают норму, которая требует от них высокой скорости при ее выполнении, тогда необходимо также обеспечить им соответ­ственно высокий уровень оплаты в случае успешного выполнения задания. Каждый раз, когда работник предлагает какое-то новое усовершенствование, руководству следует тщательно проанализировать его и в случае необходимо­сти провести ряд опытов для точного выяснения сравнительных преимуществ нового проекта и старого стандарта. За предложенное усовершенствование к работнику следует проявлять впредь доверие и выплатить ему премию как награду за изобретательность.


Научное управление в сущности представляет собой философию, которая сводится к единству четырех основных принципов управления: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору, обучению и тренировке работника; кооперация с работниками; распределение ответственности за результаты работы между менеджерами и работниками.

Рассмотрение теоретических основ научной организации управления дает возможность сформулировать обобщающие выводы. Главной целью научной организации труда является повышение его производительности. Для дости­жения этой цели менеджеры должны обеспечить выполнение следующих задач:

— постоянное сокращение затрат рабочего времени на единицу продук­ции при сохранении ее качества;

— установление рациональных форм разделения и кооперации труда;

— разработка системы оплаты труда, которая стимулировала бы усовер­шенствование методов работы, повышение ее качества и экономию рабочего времени;

— обеспечение соответствия между работой и квалификацией, психологи­ческими склонностями и другими особенностями работника;

— улучшение санитарно-гигиенических условий труда, сокращения удель­ного веса тяжелого и вредного труда;

— обеспечение физиологически достаточного отдыха;

— постоянное распространение передовых методов работы;

— повышение квалификации и культурного уровня работников и т. п.
Главные направления научной организации труда менеджера:

— организация работ по разработке и реализации планов научной органи­зации труда;

— формирования рациональной кадровой структуры и анализ функцио­нирования;

— разделение и кооперация труда, улучшение его условий;

— организация трудового процесса на рабочем месте и его обслуживание;

— совмещение профессий;

— нормирование затрат рабочего времени;

— организация обучения и повышение квалификации кадров;

— разработка и реализация системы стимулирования труда.

Важнейшим направлением научной организации труда является его нор­мирование на основе исследования трудовых процессов и затрат времени, требуемого для выполнения операций, и их обслуживание.

На основе изучения структуры рабочего времени выявляются резервы повышения производительности труда работников и разрабатываются нормы времени на выполнение конкретных операций.

К наиболее распространенным методам нормирования труда относятся: фотография рабочего времени (фотография процесса осуществляется по од­ной или нескольких аналогичных операциях); хронометраж (в отличие от фотографии рабочего времени, при хронометраже изучается элемент процес-


са, который циклически повторяется). При изучении передовых методов и приемов работы, для проверки действующих норм или разработки новых в серийном или массовом производстве используется метод моментных наблю­дении рабочих мест, а также математико-статистические методы для уста­новки корреляционных связей и уровня регрессии для расчета норм.

Перечисленные методы используются специалистами для нормирования труда преимущественно основных работников. Вопрос научной организации труда менеджеров является более сложным, чем организация труда катего­рии работников, так как труд менеджера не поддается нормированию.

Под организацией управленческого труда понимают порядок, правила слу­жебного поведения в аппарате управления, направленные на выполнение руководителями, специалистами и другими работниками управления перспек­тивных и текущих задач согласно с действующими должностными инструкци­ями и положениями о структуре подразделения. Организация труда в аппара­те управления основывается на разработке комплекса регламентов, которые определяют место и роль каждого структурного подразделения аппарата управ­ления и каждого работника в системе управления; порядок взаимосвязей меж­ду ними; формы влияния на объект управления; способы контактов с внешней средой.

Организация управленческой работы как система — результат упорядо­ченной деятельности как неотъемлемой составной части единого процесса управления предприятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: