В теории менеджмента концептуально разрабатываются различные ст{ тегии в зависимости от конкретной ситуации и выбранных целей. Рассмс рим некоторые из них.
Критериями классификации стратегий чаще всего выступают такие пр знаки: уровень принятия решений, базовая концепция достижения конк рентных преимуществ, стадия жизненного цикла отрасли, относительная сю отраслевой позиции организации, мера агрессивности поведения организ ции в конкурентной борьбе и т. п.
Существенным фактором, влияющим на классификацию, является то, чо большинство стратегий нельзя однозначно определить, основываясь на о; ном из признаков. Один из подходов, который можно назвать конкурентный предусматривает классификацию всех стратегий по трем признакам:
Рис. 21. Классификация стратегий предприятия |
— принадлежность к основополагающим стратегиям достижения ко* курентных преимуществ (глобальные стратегии);
— принадлежность к стратегиям управления портфелем сфер бизнес (портфельные стратегии);
|
|
— принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внеш них и внутренних условий (функциональные) (рис. 21).
Стратегия развития предприятия 221
Портфельная стратегия. Наиболее распространенное значение понятия портфель — это ценные бумаги, принадлежащие какому-либо лицу. В расширенном толковании это понятие используется для обозначения какой-либо группы хозяйственных подразделений. Такое толкование вытекает из понятия портфеля акций, которое означает инвестиции в ценные бумаги, в том числе в акции целого ряда различных компаний. Понятие "портфель" стали широко использовать для определения более или менее разнообразных групп хозяйственных подразделений, принадлежащих одному и тому же владельцу.
В самом общем виде портфельная стратегия связана с приобретениями в новых отраслях или с укреплением имеющихся подразделений посредством приобретений; постепенным выходом из нежелательных отраслей; продажей подразделений; размещением ресурсов в форме капитала и затрат; формированием уверенности в том, что подразделения являются объектами стратегического управления; использованием преимуществ эффекта синергизма между имеющимися в портфеле предприятиями. По мере того, как необходимость эффективной конкуренции становится все более очевидной, центр внимания стратегического управления перемещается с отдельного предприятия на уровень портфеля.
Функциональная стратегия. Это понятие используется для обозначения деятельности той или иной функциональной службы (отдела) в рамках общей стратегии данного хозяйственного подразделения. Понятие функциональной стратегии отражает проникновение стратегического мышления на более низкие уровни управления.
|
|
Функциональная стратегия целесообразна лишь для тех функций, которые представляют интерес для предприятия в целом. Такие функции реализуются в основном под контролем центрального правления фирмы: управление капитальными вложениями, связь с общественностью, поддержание престижа компании, НИР и др. Для функциональной стратегии важно не только сформулировать основные целевые установки, но и специфицировать проекты и программы для их осуществления.
Функциональная стратегия сводится к ориентированию того или иного функционального подразделения (отдела) в русле общей деловой стратегии фирмы. Важно учитывать, что значение той или иной функции может со временем изменяться. В 60-е годы огромное значение имела функция маркетинга. В 70-е годы на первый план выдвинулись другие функции: финансы, кадры, обработка данных, а в 80-х и 90-х годах важнейшей функцией стала считаться функция информационного обеспечения.
Анализируя стратегию (например, отдела маркетинга или бухгалтерии), целесообразно провести ревизию отдела, изучить и дать критическую оценку потребляемых им средств, сопоставив их с выходом продукции. Ревизия должна быть совершенно беспристрастной. При разработке функциональной стратегии необходимо придерживаться следующих правил: определить роль и конкретное содержание данной функции; заручиться уверенностью в том, что соответствующему менеджеру отчетливо ясна корпоративная миссия; уточ-
Глава 8
нить, как выполнение данной функции способствует развитию бизнеса; четко разграничить функции; если возможно, провести одновременную ревизию всех функций; направить энергию исполнителей всех функций в единое русло корпоративной миссии, чтобы избежать узкофункционального подхода; сбалансировать тенденции, связанные с профессиональной компетентностью, профессиональной этикой и предпринимательством таким образом, чтобы не допустить возникновения конфликтов. Идеальное функциональное подразделение должно выполнять ту работу, с которой способно хорошо справляться, и располагать продуманной функциональной стратегией, увязанной со стратегией организации в целом.
Функциональные стратегии необходимы для соответствующего распределения ресурсов по отделам и службам компании. Важно подразделить портфельную стратегию на ряд деловых стратегий и затем на функциональные стратегии, поскольку фактический приток, поступление ресурсов происходит обычно на функциональном уровне.
Одной из наиболее фундаментальных и важных экономических категорий рыночного хозяйства является конкуренция. Конкуренция представляет собой ряд условий, которые определяют положение и поведение рыночной структуры на рынке. Соответственно конкурентные стратегии представляют собой планы активных действий для достижения рыночного успеха и получения конкурентного преимущества над другими фирмами. Погоня за прибылью (поддержание ее) побуждает фирмы развивать свои стратегии, направленные на создание определенных конкурентных взаимодействий.
Конкурентная стратегия, как правило, сводится к получению соответствующих преимуществ на действующем или потенциальном рынке. Как известно, конкуренция выступает в виде соперничества, или борьбы, между более или менее обозначенными соперниками. Конкурентоспособность — это возможность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией. На понятии "конкуренция" строятся различные концепции и модели развития организации (предприятия, фирмы, компании).
Так, согласно концепции сравнительных преимуществ производство товаров характеризуется относительными преимуществами или недостатками, которые неодинаковы в различных организациях. Поэтому организациям, равно как и странам, бывает выгодно специализироваться на производстве одних товаров и закупать другие.
|
|
Конкурентные преимущества формируются многочисленными факторами, например, более эффективным производством, обладанием патентами, хорошей рекламой, грамотным менеджментом и др.
В конечном итоге та или иная компания в соответствии с результатами своей деятельности, со своими преимуществами и недостатками по сравнению с конкурентами занимает определенную конкурентную позицию в своей отрасли. Монопольное положение на рынке, или относительная доля на рынке, зачастую является важнейшим фактором, определяющим конкурентную позицию.
Стратегия развития предприятия
Конкурентная стратегия сводится к достижению стратегических, или конкурентных преимуществ. Стратегические преимущества должны быть такими, чтобы их можно было бы использовать незамедлительно и как можно дольше. Функция их состоит в обеспечении доходов, превышающих среднеотраслевой уровень, и в завоевании прочных позиций на рынке. Решение проблемы укрепления конкурентоспособности содержится в ответах на следующие вопросы.
Не устарела ли ваша корпоративная миссия в связи с изменениями в запросах потребителей?
В состоянии ли вы улучшить сервисное обслуживание вашей основной продукции, чтобы сделать ее более привлекательной?
Каким путем вы можете обеспечивать уровень доходов, превышающий среднеотраслевой?
Можете ли вы изменить разделение труда в отрасли, уступая или занимая ту или иную "нишу" в производстве?
Какие ключевые вопросы следует вам решить для укрепления вашей позиции в конкурентной борьбе?
Можете ли вы добиться конкурентных преимуществ за счет выполнения вспомогательных функций, таких как, скажем, обработка информации или распределение?
Определяя конкурентные преимущества своей продукции или услуг, важно исходить из структуры запросов потребителя и убедиться в том, что их предполагаемые преимущества воспринимаются как таковые вашими потребителями. Задачей конкурентной стратегии является приведение компании в такое состояние, при котором она может в полной мере использовать свои преимущества. Анализ конкуренции является важной составной частью формулирования стратегии. Цель анализа — оценить, какие изменения в стратегии могут предпринять конкуренты-соперники. Он сводится зачастую к ответу на следующие вопросы.
|
|
Каковы шансы ваших конкурентов на успех?
Ваши предположения относительно перспектив отрасли и других действующих в ней компаний?
Как отреагировали бы конкуренты на возможные многочисленные изменения в отрасли и внешнем окружении?
С кем в отрасли вы бы хотели соперничать и какими средствами?
Чего надеется добиться своими действиями конкурент и как следует вам его рассматривать?
От чего следует держаться подальше, чтобы избежать провокационных контрмер, которые могут причинить вам неприятности или вызвать дополнительные затраты?
Анализ конкуренции — очень сложный и дорогостоящий процесс исследования из-за малодоступности многих нужных данных. Анализ конкуренции предполагает четыре диагностических компонента: будущие цели, предположения, текущую стратегию, возможности. Хорошо разобравшись в этом, можно предсказать характер реакции ваших конкурентов.
Глава 8
Будущие цели. Знание целей конкурента дает возможность предсказать, насколько он удовлетворен своим нынешним положением и финансовыми результатами. На этом основании вы можете судить о вероятности изменения стратегии конкурента и отреагировать на события, которые его затрагивают.
Предположения делятся на две категории: оценка конкурентом самого себя; предположения конкурента относительно отрасли и других действующих в ней компаний. Каждая компания действует в соответствии с определенными оценками обстоятельств, в которых она находится. Она, например, может себя считать лидером в своей области, производителем с низким уровнем издержек, компанией с наилучшей организацией сбыта и т. п. Такие оценки, или предположения, часто влияют на поведение компании и ее реакцию на различные события.
Текущая стратегия. Стратегию конкурента следует определять как оперативную программу, разработанную для каждого функционального подразделения компании и для каждого способа координации этих функциональных подразделений. Стратегия может быть явной или скрытой, но в той или иной форме она всегда присутствует.
Возможности. Анализ возможностей конкурентов завершает процесс диагностики. Их цели, оценки и стратегии влияют на вероятность, время, природу и интенсивность их реакций. Затем следует рассмотреть сильные и слабые стороны конкурентов, их возможности и угрожающие факторы. Основываясь на знании будущих целей конкурентов, существующих возможностей и стратегий, можно сформулировать ответы на ключевые вопросы, которые позволяют создать картину вероятной реакции конкурентов на различные ситуации.
М. Портер в своей книге "Конкурентная стратегия" выделяет пять сил конкуренции, которые в конечном итоге определяют уровень прибыли в отрасли: проникновение новых конкурентов; угроза появления на рынке товаров-заменителей, произведенных по иной технологии; возможности покупателей; возможности поставщиков; конкуренция между компаниями, уже укрепившимися на рынке. При формировании конкурентной стратегии решающее значение имеет понимание правил конкуренции, действующих в отрасли и определяющих ее привлекательность (см. рис. 22). Целью конкурентной стратегии является изменение правил в пользу своей компании.
Подробный анализ существующих сил конкуренции позволяет не только реально оценить существующую ситуацию, но и правильно выбрать стратегию действий. Конкурентная ситуация изменяется постоянно под влиянием развития рынка и конкурентных условий. Конкурентные силы, находясь в движении, генерируют изменения. Фирмы, оказывающие наиболее существенное влияние на конкурентоспособность, составляют движущие силы конкуренции.
Следовательно, изменения, как и другие действия, в процессе хозяйственной деятельности могут принимать как форму фактора, так и форму движущих сил конкурентоспособности. Все зависит от силы воздействия.
Стратегия развития предприятия
Рис. 22. Пять сил конкуренции, определяющие прибыльность отрасли и решающие условия ее привлекательности
В то же время движущие силы и факторы объективно изменяют силу конкурентной борьбы на рынке. Отличие между ними состоит в степени воздействия соответствующих изменений и действий на результаты деятельности.
В последнее десятилетие достижение существенных конкурентных преимуществ многие специалисты в области менеджмента связывают с глобализацией предприятий и их продуктов.
В микроэкономическом плане под глобализацией понимается расширение деятельности предприятия за пределы внутреннего рынка. В отличие от межнациональной или многонациональной ориентации предпринимательской деятельности глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка или, по меньшей мере, рынков развитых стран.
Продукт, реализуемый на глобальном рынке, не нуждается в адаптации к специфическим условиям отдельных стран, так как его свойства отвечают требованиям мирового рынка. Важную роль в процессе глобализации играет создание широкой сети телекоммуникационной связи, которая приводит к стиранию различий между поведением потребителей и к увеличению числа глобальных рынков товаров и услуг.
Предприятие, которое опирается на одну глобальную стратегию, а не на различные стратегические установки, ориентированные на рынки отдельных стран; действует на определенном рынке; не только сбывает стандартизованный продукт на этом рынке, но и последовательно использует возможности международного разделения труда; реализует преимущества крупного производства и синергический эффект. В макроэкономическом плане глобали-
15 — 5-1823
Глава 8
зация означает общее стремление стран и отдельных регионов к экономической активности вне своих границ.
В предпринимательской деятельности значительное место в контексте развития принадлежит общей стратегии, обладающей универсальной применимостью. Компания, которая хочет создать себе конкурентные преимущества, должна сделать стратегический выбор, чтобы не потерять свой имидж. Для этого имеются такие базовые стратегии: лидерство в снижении издержек; дифференциация; фокусирование (особое внимание).
Чтобы быть лидером, компания должна удерживать издержки на более низком уровне, чем у конкурентов; для обеспечения дифференциации ей необходимо реально предложить что-то в своем роде уникальное.
Фокусирование стратегии предполагает сосредоточение компанией внимания на определенной группе покупателей, на определенной части продукции или на определенном географическом рынке.
Лидерство в снижении издержек — наиболее характерная из всех общих стратегий. Оно означает, что компания стремится стать производителем с более низкими затратами ресурсов по сравнению со своими конкурентами. Как правило, поставки компании, отличаются большим разнообразием и обслуживают многие сегменты отрасли. Такая масштабность часто является ключевым фактором лидерства в снижении издержек. Природа таких преимуществ зависит от структуры отрасли, экономии на масштабах производства, от передовой технологии или доступа к источникам сырья. Производитель должен находить и использовать любую возможность получения преимуществ в издержках.
Однако компания, завоевавшая лидерство в снижении издержек, не может позволить себе игнорировать принцип дифференциации, поскольку, если потребители посчитают продукцию сравнимой с продукцией конкурентов, тогда лидеру придется делать ценовые скидки, чтобы ослабить своих конкурентов, но он рискует при этом потерять свое лидерство, что вряд ли желательно.
Лидер в снижении издержек должен быть на равных со своими конкурентами, или, по крайней мере, недалеко от них. Дифференциация означает, что товаропроизводитель стремится к уникальности в каком-то аспекте рыночной деятельности, важном для большого числа клиентов. Он выбирает один или несколько таких аспектов и старается удовлетворять запросы потребителей. Ценой такого поведения могут быть и более высокие издержки производства продукции. Между тем, параметры (диапазон) дифференциации специфичны для каждой отрасли. Дифференциация, к примеру, может касаться самой продукции, методов доставки, условий маркетинга или каких-либо других факторов. Компания, делающая ставку на дифференциацию, должна изыскивать пути для повышения эффективности производства и снижения издержек, в противном случае она рискует потерять конкурентоспособность из-за относительно высоких издержек. Разница между лидерством в ценах и дифференциацией состоит в том, что первое может быть получено только одним способом — путем установления эффективной структуры затрат, в то время как дифференциации можно добиться разными путями.
Стратегия развития предприятия
Разновидность стратегии может состоять и в сосредоточении усилий на заранее определенном аспекте деятельности. Она радикально отличается от двух предыдущих и основана на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли. Смысл фокусирования состоит в том, чтобы выбрать сегмент отраслевого рынка и обслуживать его с помощью собственной стратегии лучше и эффективнее, чем это могут сделать конкуренты. Оптимизируя свою стратегию относительно отдельно взятой целевой группы, компания, выбравшая этот курс, пытается обеспечить себе конкурентные преимущества применительно к выбранной ею группе. Иными словами, хозяйственная единица фокусирует свои усилия на каком-то определенном виде деятельности с целью успешного ведения конкурентного соперничества с партнером-противником.
Существует два вида стратегии фокусирования. Компания в пределах выбранного сегмента либо пытается достичь преимуществ в снижении издержек, или же усиливает дифференциацию продукции, пытаясь выделиться среди других товаропроизводителей, действующих в отрасли.
Таким образом, она может добиться конкурентных преимуществ, концентрируя внимание на отдельных сегментах рынка. Суть рассматриваемой стратегии состоит в работе с узким кругом потребителей.
Любой из указанных видов стратегии может быть использован как эффективное средство достижения и сохранения конкурентных преимуществ. В то же время менеджеру (руководителю) следует знать, что в зависимости от выбранной базовой стратегии фирма может подвергаться различным формам риска, далеко не безопасным для ее существования. Например, фирма, лидирующая в снижении издержек, стремясь сохранить свое положение, должна делать инвестиции в современное оборудование, решительно заменять устаревшие средства производства, противостоять искушению расширить ассортимент, внимательно следить за техническими новинками. Сокращение издержек никоим образом не следует автоматически за расширением объема производства. Без постоянной бдительности, взвешенности в своих действиях невозможно также эффективно пользоваться преимуществами экономии на масштабах. Необходимо учитывать следующие неоднозначные моменты:
— технические нововведения, которые сводят на нет ценность сделанных инвестиций и ноу-хау;
— новые конкуренты и последователи, достигающие такого же преимущества в издержках производства путем имитации или инвестиций в современное оборудование;
— неспособность уловить момент смены продукции или рынка из-за погруженности в проблемы снижения издержек;
— инфляционный рост издержек, подрывающий способность изготовителя продукции поддерживать достаточную гибкость цен, чтобы свести на нет усилия конкурентов или другие преимущества дифференциации.
Таким образом, риск дифференциации заключается в том, что разрыв в издержках компании, дифференцирующей свою продукцию, и конкурентами, избравшими стратегию лидерства в снижении издержек, может оказаться
15*
Глава
слишком большим, чтобы компенсировать его за счет особого ассортимента услуг или престижа, которые данная компания может предложить своиь покупателям. Не исключено, что снизится и потребность покупателей в уело виях дифференциации продукции с ростом их информированности. Если диф ференцированная компания слишком отстает в снижении издержек из-за из менений в технологии или по простой невнимательности, то другой товаропро изводитель с более низкими издержками может занять атакующую позицию Со стратегией фокусирования также связаны различного рода опасности например, увеличение разрыва в издержках между компаниями, избравшим! стратегию фокусирования, и другими производителями может свести на не' преимущества, связанные с обслуживанием узкой целевой группы, или ж(перевесить эффект дифференциации, достигнутый путем фокусирования различия между видами продукции и услуг, предусмотренные стратегичес кой целевой группой и рынком в целом, могут сократиться; конкуренты мо гут создать свои группы внутри целевой группы, обслуживаемой компанией которая избрала стратегию фокусирования, и попытаться преуспеть в их но вом начинании.