Для того чтобы понять предпосылки возникновения стратегического управления и его идеологию, рассмотрим главные эпохи экономического развития с конца XIX в.
Период с 80-х годов XIX в. по 30-е годы XX в. был эпохой массового производства, характеризовавшегося процессом формирования соответствующей инфраструктуры. Главной задачей предприятий было увеличение объемов производства однородного товара с минимальными затратами.
Период с 30-х по 50-е годы XX в. называют эпохой массового сбыта. Критической точкой перехода стал момент, когда предложение однородной деше-
Главе
вой продукции превысило спрос. Производственные отношения в это врем характеризовались, прежде всего, стремлением производителей влиять Е потребителей, используя расширение номенклатуры выпускаемой продукцш усовершенствование организации сбыта, интенсификацию рекламных yci лий. В этот период зарождается маркетинг как философия бизнеса, в цент внимания которой была поставлена необходимость выявления, прогнозировг ния, формирования и удовлетворения потребностей клиентов. С точки зрени, стабильности и предсказуемости эта эпоха характеризуется как эпоха отнс сительной стабильности и предсказуемости.
|
|
С середины 50-х годов XX в. начинается постиндустриальная эпоха, кото рая длится до сих пор. Главными чертами новой эпохи являются ускорение темпов НТП и новый уровень благосостояния общества, которое объективн< ведет к изменению структуры экономики и определенной мерой ее идеологи* (возрастания доли услуг в ВНП, высокая степень диверсификации произвол ства, усиление внимания к отрицательным факторам прогресса — загрязнению окружающей среды, инфляции, монополизма и т. п.), а также ускорение темпов экономических процессов. Изменения, которые состоялись в системе общественного воспроизводства значительно усложнили не только оперативное управление, но и управление с учетом будущих тенденций, за счет снижения меры их определенности. Современная эпоха характеризуется усилением интенсивности конкуренции в целом и осложнением ее структуры, что в совокупности с возрастанием стоимости рабочей силы и сырьевых ресурсов усилило интернационализацию или глобализацию предпринимательской деятельности.
Анализ эпох удостоверяет неуклонное осложнение структуры внешней среды организации, ускорения темпов изменения параметров внешней среды во времени. Эти факторы в совокупности усложнили управление организациями, в особенности диверсифицированными — концернами, конгломератами.
В теории стратегического менеджмента различают долгосрочное и стратегическое управление современными организациями. Идеология долгосрочного управления приемлема в тех случаях, когда будущее может быть предусмотрено путем экстраполяции тенденций развития. Имеется в виду тенденция возрастания. Считается, что будущее, по крайней мере, будет не худшим от прошлого и настоящего. При условии удовлетворительной точности экстраполяции возможно наперед рассчитать потребности в труде и капитале. Главным инструментом долгосрочного планирования является бюджетирование, то есть разработка долгосрочных планов для всех сфер деятельности, интегрально представленных в бюджете на квартал, год, период. Поэтому долгосрочное управление характерно для эпохи массового производства и, в какой-то степени, эпохи массового сбыта.
|
|
Идеология стратегического управления основывается на предположении о невозможности с достаточной мерой точности предусматривать долгосрочные тенденции, то есть она характерна для постиндустриальной эпохи.
Главная идея перехода к стратегическому управлению состояла в осознании необходимости перенесения центра внимания высшего руководства на
Стратегия развития предприятия
внешнюю среду для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на изменения, происходящие в нем.
Приведем несколько определений стратегического управления. Стратегическое управление — это область научных знаний, изучающая методологию, приемы, инструменты принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний в быстроизменяющихся условиях хозяйствования.
Стратегическое управление — это набор решений и действий, относящихся к формулированию и выполнению стратегий, направленных на достижение цели организации.
Стратегическое управление — это система управления предприятием, которая основывается на разработке и реализации стратегии предприятия.
Какие бы мы не взяли определения стратегического управления, в них акцентируется внимание на тех или иных его аспектах, особенно или отличиях от обычного управления.
В связи с ускорением изменений условий предпринимательской деятельности во второй половине XX в. у предприятий возникла необходимость по-новому решать задачи по достижению цели. Поэтому понятие стратегическое управление предприятием получило новое содержание.
Так, стратегическое управление в 50—60-х годах XX столетия рассматривалось как долгосрочное планирование производства и освоения рынков. Долгосрочные планы ставились в центр внимания при выборе стратегического поведения предприятия.
В 70-х годах стратегия управления — это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор бизнеса, которым следует заниматься, решение, что делать с бизнесом, который был успешным, но может утратить свою привлекательность вследствие изменения приоритетов потребителей.
В конце XX века — динамизм внешней среды настолько усложнил задачи своевременной адаптации к изменениям, что создание потенциала изменений, способность надлежащим образом реагировать на внешнюю среду стало главным в управлении предприятием.
Стратегическое управление — это управление предприятием, при котором основой стратегических решений является выбор поведения предприятия в данный момент, который рассматривается как начало будущего. Решения при стратегическом управлении определяются возникающими обстоятельствами. Их выполнение может дать не только ответ на вызов со стороны внешней среды, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения.
Необходимо заметить, что в современных условиях стратегическое управление является одним из важнейших факторов успешного выживания и развития предприятий, в постоянно меняются рыночных условиях.
|
|
Отсутствие стратегического управления проявляется, прежде всего, в таких формах.
Во-первых, предприятия планируют свою деятельность исходя из того, что среда или вообще не будет изменяться, или в ней не будет происходить каче-
Глава 8
ственных изменений. Попытки составить долгосрочные планы, в которых детально расписывается, что, когда и как делать на долгосрочный период или делаются попытки найти единственно правильное решение на много лет вперед и т. п., — все это признаки нестратегического управления.
Стратегическое управление в каждый момент времени определяет, что предприятие должно делать сегодня, чтобы достичь поставленной цели в будущем, исходя при этом из того, что среда предприятия, а следовательно, и условия его функционирования, будут изменяться.
При стратегическом управлении, принимая решения и предпринимая соответствующие действия, смотрят словно из будущего в настоящее, то есть сегодня определяется и осуществляется действиями предприятий, обеспечивающих ему определенное будущее.
И наоборот, при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий на будущее, априори опираясь на то, что четко известен конечный результат и среда не будет изменяться.
Во-вторых, при нестратегическом управлении разработка программ действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов предприятия. При таком подходе очень часто оказывается, что предприятие не способно достичь своих целей, так как достижение их принципиально зависит от возможностей и запросов клиентов, а также от поведения конкурентов.
Все, что может определить предприятие на основе анализа всех своих внутренних возможностей, — это количество продукции, которое оно может изготовить, и затраты, которые при этом может понести. Банальную истину, что количество продукции, которое будет продано, и ее цену, определяет рынок, часто забывают.
Поэтому планировать деятельность предприятия, исходя из анализа внутренних ресурсов и возможностей рационально использовать их, означает идти вопреки принципам стратегического управления.
|
|
В практической деятельности имеется ряд ограничений на использование стратегического управления с точки зрения его универсальности для любых ситуаций и задач.
Во-первых, стратегическое управление по своей природе и сущности не дает, да и не может дать, точной и детальной картины будущего.
Описание желаемого будущего состояния в стратегическом управлении — это совокупность качественных пожеланий относительно того, в каком положении может находиться предприятие, какую позицию оно может занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, в какие деловые группы, объединения может входить и т. п.
Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. В его границах нет теории, которая определяет, что и как делать при решении определенных проблем, задач или в определенной ситуации.
Стратегическое управление — это определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным руководителем оно по-
Стратегия развития предприятия
нимается и реализуется в значительной мере по-своему. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Но, в общем, на практике стратегическое управление — это:
— сочетание интуиции и искусства высшего руководства, направленное на приведение предприятия к стратегической цели;
— высокий профессионализм и творчество персонала, который обеспечивает связь предприятия со средой, обновление предприятия и выпускаемой продукции, реализацию текущих планов;
— активное привлечение всех работников к реализации задач предприятия, к поиску наилучших путей достижения его целей.
В-третьих, необходимы огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы на предприятии начал осуществляться процесс стратегического управления, в частности:
— введение и осуществление стратегического планирования, которое отличается от разработки долгосрочных планов, обязательных к выполнению;
— создание служб для осуществления мониторинга среды, службы маркетинга, связей с общественностью.
В-четвертых, значительно усиливаются отрицательные последствия ошибок стратегического предвидения. В особенности трагическими бывают последствия неправильного прогноза для предприятий, которые осуществляют безальтернативный путь функционирования или реализуют стратегию, не поддающуюся принципиальному управлению.
В-пятых, при осуществлении стратегического управления основное внимание часто акцентируется на стратегическом планировании. Но этого, как правило, недостаточно, поскольку стратегический план не обеспечивает его обязательного выполнения. Прежде всего, важнейшей составной стратегического управления является реализация стратегического плана. А это, предусматривает создание определенной организационной культуры, способной предоставить возможность реализовать стратегию, создать систему мотивации и организации труда, обеспечить определенную гибкость предприятия.
Итак, стратегическое управление определяется как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени. Характеристики долгосрочного и стратегического управления представлены в табл. 15.
Стратегическое управление как технология эффективного управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности факторов внешней среды актуальна для предприятий, которые имеют диверсифицированный портфель бизнесов, то есть производят товары и услуги разного функционального назначения и действуют в разных сферах бизнеса. Управление портфелем сфер бизнеса в условиях неопределенности факторов внешней среды с учетом их нестабильности в диверсифицированных организациях называется корпоративным стратегическим управлением.
Главные этапы процесса стратегического управления представлено на рис. 23.
Глава
Таблица 15. Характеристика долгосрочного и стратегического управления
Характеристика | Долгосрочное управление | Стратегическое управление |
Основное назначение | Максимизация прибыли | Максимизация прибыли с учетом интересов персонала организации |
Основной способ достижения | Оптимизация использования внутренних ресурсов | Установление динамического баланса с неопределенным и нестабильным окружением |
Важность фактора времени | Не самый важный фактор | Важнейший фактор в конкурентной борьбе |
Критерии оценки эффективности | Прибыльность | Точность предвидения изменений во внешней среде и время адаптации к изменениям во внешней среде, качество товаров и услуг |
Оценка персонала | Работники — один из ресурсов организации | Работники — важнейший ресурс организации |
Рис. 23. Основные этапы процесса стратегического управления
Главные этапы процесса стратегического управления таковы: определения бизнеса и миссии организации; разработка долгосрочной и краткосрочной цели; разработка стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии, корректирование предыдущих этапов. Эти этапы (про-
Стратегия развития предприятия
цессы) логически вытекают один из другого. Но существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого этапа на предыдущий и на всю совокупность в целом. В этом состоит важная особенность структуры процесса стратегического управления.
Этапы стратегического управления, как правило, частично совпадают во времени и оказывают взаимное влияние. Стратегическое планирование определяет характер стратегического управления. Возможность осуществления стратегического управления предусматривает наличие у руководства предприятия, фирмы определенных способностей и умения реализовать их в конкретных условиях предпринимательской деятельности.
Первый — умение смоделировать ситуацию. Целостное представление предполагает понимание закономерностей взаимодействия между потребностями, потребительским спросом, деятельностью конкурентов и качеством их продукции с потребностями собственной компании и ее способностью удовлетворять потребности клиентов. Следовательно, частью стратегического мышления является анализ. Однако сложность и изменчивость аналитической работы затрудняет возможность моделирования ситуации. Чем выше уровень абстракции стратега, тем яснее определяются связи. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении — важное условие компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегии, можно выявить необходимость и возможность изменений в действиях компании.
Второй элемент — способность установить необходимость изменений. Изменения в компании сейчас происходят гораздо интенсивнее, чем раньше. Для того чтобы определить необходимость изменений требуются, во-первых, готовность реагировать на тенденции, складывающиеся под действием известных факторов в определенной области; во-вторых, интеллект и творческая жилка, позволяющие на основе учета комбинации известных и неизвестных величин настраивать предпринимателя к готовности действовать в непредвиденных обстоятельствах и поиску возможностей повышения своей конкурентоспособности.
Третий элемент — способность разрабатывать стратегию изменений. Определение, формулировка стратегии — это сложный интеллектуальный процесс, системный поиск приемлемого варианта, творческий процесс.
Четвертый элемент включает способность использовать в ходе изменений надежные методы. Знание составляющих стратегического управления и традиционных подходов к вопросам стратегии могут служить хорошим подспорьем грамотному менеджеру.
Пятый элемент состоит в способности воплощать стратегию в жизнь. Все умственные и творческие усилия, вкладывающиеся в разработку стратегии, могут оказаться пустой тратой времени, если идеи, концепции предпринимательских действий не будут реализованы. Стратегическое управление на предприятии осуществляется при помощи менеджмента на всех уровнях.
Глава 8
Стратегическое управление представляет собой фундамент общего подхода к управлению всей организацией.
Рассмотрение и реализация стратегии часто осложняется, поскольку то, что на более высоком уровне управления считается средством достижения целей, на относительно низких уровнях может оказываться самой целью. Это явление называется иерархической структурой стратегии. Если, например, в компании определены цели и разработаны стратегии на уровне портфеля в целом, то для предприятий, "входящих в портфель", эти стратегии представляются целями. Предприятия в свою очередь разрабатывают свои стратегии, которые для каждой из служб предприятия выступают в качестве набора целей.
В любом случае процесс формирования стратегии состоит из трех стадий. На стадии разработки создается общая концепция стратегии и в ее рамках набор вариантов; на стадии доводки варианты дорабатываются до тех пор, пока они не будут наиболее адекватно отражать поставленную цель во всем многообразии ее проявлений. Наконец, на стадии стратегического выбора варианты анализируются и оцениваются, в результате чего лучший из них принимается в качестве базового для специальных и функциональных стратегий. В обобщенном виде процесс выработки и реализации стратегии можно представить следующей схемой (см. рис. 24).
Рис. 24. Процесс выработки и реализации стратегии
Следует подчеркнуть, что за разработкой стратегии обычно вытекает фаза организационного развития, в рамках которой принимаются меры для существенного улучшения положения дел в организации, повышения ее конкурентоспособности и готовности к дальнейшему развитию.
В практике менеджмента существуют различные модели разработки стратегии фирмы. Конкретная модель стратегии — это своего рода процедура ее разработки, результат субъективного представления о различных вариантах формирования и реализации стратегии фирмы на определенных принципах. Среди различных моделей, прежде всего отметим плановую.
Плановая модель, во-первых, предполагает определение стратегии как продуманного, целиком осознанного и контролируемого мыслительного процесса.
Во-вторых, рассматривает стратегию как процесс планирования. Результат относительно стандартизирован и обычно выражается в виде позиции.
В-третьих, предполагает назначение главного исполнителя, выступающего в качестве главного архитектора, ответственного за разработку стратегии.
Стратегия развития предприятия
В-четвертых, плановая модель предполагает, что за определением стратегии в установленное время последует ее реализация.
В-пятых, процесс планирования позволяет разрабатывать стратегии, которые могут формулироваться и передаваться различными способами.
В-шестых, указанная модель предполагает наличие централизованного штата и нацелена на достижение определенного стратегического положения или реализацию портфельной стратегии.
Модель предпринимательского типа является теоретическим воплощением следующих концептуальных положений:
— формулирование стратегии есть полуосознанный процесс, происходящий в уме лидера-предпринимателя;
— длительное изучение логики функционирования отраслей и глубокое осмысление сложившихся тенденций дают преуспевающему предпринимателю возможность сформулировать свое видение перспективы бизнеса под которым, как под зонтиком, могут приниматься конкретные решения, разрабатываться детальные планы и предприниматься соответствующие действия;
— чтобы сохранить свою плодотворность и гибкость, видение перспективы должно иметь неформальный и личный характер.
Модель обучения на опыте. Эта модель исходит из того, что определение стратегии — это развивающийся и одновременно повторяющийся процесс. Он требует взаимной отдачи и восприимчивости. Стратегия представляет собой модель, формируемая под воздействием внешних импульсов, получаемых в процессе ее реализации. Стратегия выкристаллизовывается постепенно и стратег должен быть постоянно готовым пересмотреть выбранную линию поведения. Стратегии могут обусловливаться динамизмом организации, вовлекая большое количество людей, наполняя организацию новым смыслом и оживляя ее поведение в целом. Процесс разработки стратегии может быть спонтанным или управляемым.
Разработка стратегии заканчивается созданием стратегического плана. В одних организациях это документ, в других — единое видение и понимание менеджерами перспектив развития организации. Чем больше размеры организации, тем больше вероятность того, что план будет разработан в виде документа.
В теории современного менеджмента выделяют четыре уровня стратегии организации: корпоративный, сферы бизнеса, функциональный, линейный.
Корпоративный уровень присущ компаниям, действующим в нескольких сферах бизнеса, то есть концернам и конгломератам. Здесь принимаются решения о закупке, продаже, ликвидации, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса, определяется стратегическое соотношение между отдельными сферами бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами.
Уровень сферы бизнеса — это уровень первых руководителей недиверси-фицированных организаций, входящих в состав диверсифицированных, или юридически и финансово независимых, отвечающих за разработку и реализа-
Глава 8
цию стратегии сферы бизнеса. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия, которая основывается на корпоративном стратегическом плане, главной целью которого является повышение конкурентоспособности.
Третий — функциональный — уровень руководства функциональными сферами: финансами, маркетингом, НИОКР, производством, управлением персоналом и т. п.
Четвертый — линейный — уровень руководителей подразделений организации или ее географически отдаленных частей, например, представительств, филиалов.
Недиверсифицированные организации имеют, соответственно, три уровня.
Главным принципом координации управленческих действий на всех уровнях является принцип иерархической подчиненности.
Стратегический план каждого конкретного уровня должен разрабатываться на основе стратегического плана более высокого уровня. Значительной проблемой согласования стратегических планов является отличие интересов. Классическим примером отличия интересов могут быть функциональные подразделения, такие как маркетинговые и производственные, финансовые и научно-исследовательские.
На разработку стратегических планов влияет ряд факторов, в частности: общие перспективы отрасли, конкуренция, культура и структура организации, отношения между высшими руководителями всех уровней управления, конкурентоспособность и конкурентный потенциал организации и т. п.
Наиболее влиятельным и ответственным за разработку и реализацию стратегии менеджером является исполнительный директор. Проблемы, которые он считает стратегически важными, становятся стратегическими для предприятия.
Как правило, вице-президент по вопросам производства контролирует производственную стратегию, вице-президент по вопросам маркетинга отвечает за маркетинговую стратегию и т. д. Функциональные руководители активно участвуют в разработке ключевых направлений общей стратегии. Каждая важная структурная единица предприятия — производственный отдел, технологический, филиал — как правило, играет лидирующую или подчиненную роль в разработке единого стратегического плана. Каждый менеджер в пределах подотчетного ему звена принимает участие в разработке стратегии и следит за ее выполнением.
Одной из главных причин, которая предопределяет участие руководителей среднего и низшего звена управления в разработке и выполнении стратегии, есть тот факт, что чем более разветвленной в пространстве и диверсифицированной является деятельность предприятия, тем сложнее для небольшого количества менеджеров высшего звена осуществлять стратегическое управление. Менеджеры корпоративного уровня не могут знать всех особенностей и деталей работы на местах в такой степени, чтобы составлять для них стратегические планы.
Передача непосредственной функции разработки стратегии менеджерам, которые будут непосредственно ее реализовывать, дает возможность делегировать им ответственность за успех или неудачу этой стратегии. При этом
Стратегия развития предприятия
они должны иметь средства и возможности для создания условий эффективной реализации стратегии.
В диверсифицированных организациях, как правило, в вопросах стратегии менеджеров относят к четырем уровням. Первый — это исполнительный директор или другой руководитель высшего звена управления, который несет основную ответственность и осуществляет личное руководство принятием важнейших стратегических решений, охватывающих все предприятие.
Второй уровень представлен менеджерами, которые несут ответственность за прибыль и убытки отдельных производственных подразделений, которым отводится главная роль в определении и выполнении стратегических планов для этих структурных единиц.
К третьему уровню относятся функциональные и региональные менеджеры в пределах данного производственного подразделения, непосредственно ответственные за отдельные направления работы предприятия (производство, финансы, персонал и т. п.), задачей которых есть обеспечение единой стратегии для организационных единиц соответствующего направления.
Четвертый уровень представлен менеджерами основных оперативных подразделений и региональных отделов, несущих основную ответственность за выполнение стратегических планов в своей подотчетной сфере и за воплощение в жизнь общего стратегического плана на низшем уровне.
Для предприятий, осуществляющих лишь один вид деятельности, как правило, достаточно трех уровней: менеджеры высшего уровня, функционального и оперативного.
Управленческая деятельность по разработке и выполнению стратегии часто ведется и в некоммерческих организациях. Правительство страны, председатели местных органов власти выполняют функции менеджеров по стратегии, реагируя на избирателей и проблемы, возникающие на соответствующей территории. На муниципальном уровне руководители коммунального хозяйства, пожарной охраны, просвещения осуществляют оперативное руководство своими отделами, влияя на формирование и реализацию стратегии для достижения их цели.
Итак, управленческая деятельность по разработке и воплощению в жизнь стратегии — это скорее правило, чем исключение. Деятельность по созданию стратегии фактически рано или поздно касается любой деятельности, а стратегия предприятия служит основой управления, а не тем, с чем имеет дело лишь высший уровень управления.
Важная роль в осуществлении стратегического управления отводится специалистам по планированию и стратегическому анализу. Роль и задача отдела планирования состоит главным образом в сборе и обработке информации, необходимой для менеджеров по вопросам стратегии; в создании и дальнейшем управлении системой ежегодного просмотра стратегии, с помощью которого все менеджеры по стратегии проверяют и вносят коррективы в свои стратегические планы. Он координирует процесс просмотра и утверждения стратегических планов, разработанных для разных отделов предприятия, помогает
16 — 5-1823
Глава 8
менеджерам всех уровней сформулировать стратегические вопросы, предоставляет данные, помогает анализировать состояние отрасли и конкурентных условий, распространять информацию о выполнение намеченной стратегии.
При этом следует помнить, что нельзя обязывать специалистов по планированию принимать стратегические решения, готовить стратегические планы для выполнения другими, давать рекомендации относительно стратегии, которые лишали бы руководителей структурных единиц функции разработки и осуществления стратегии.
Если специалистов по стратегическому планированию фактически обязывают составить стратегический план для руководства, то возможно возникновение одного из двух отрицательных последствий.
Во-первых, некоторые менеджеры с радостью переложили бы трудные проблемы на плечи специалистов по планированию, предоставив им возможность разрабатывать стратегию. Специалисты по планированию, не зная ситуации так хорошо, как линейные менеджеры, имеют меньше возможностей создать план действий, который бы работал "на отлично", и не могут нести ответственность за выполнение рекомендованного плана. Если специалисты по планированию ответственны за разработку стратегии, а линейные руководители — за ее выполнение, то очень тяжело установить ответственность за плохие результаты. Это также вводит в заблуждение линейных менеджеров, давая понять, что им не нужно лично принимать участие в создании стратегии для своих структурных единиц или в поиске стратегических решений проблем в подотчетной сфере.
Во-вторых, если у линейных менеджеров нет четко определенной подотчетной территории или персональной ответственности за стратегическую программу, предложенную отделом планирования, то они ее принимают поверхностно, прилагая небольшие усилия для ее реализации, а потом быстро берутся за текущие дела, зная, что этот существующий на бумаге стратегический план, составленный в отделе планирования, не имеет ничего общего с личной программой руководства. Далекий от реальной жизни стратегический план обречен. Вследствие этого мало кто из менеджеров воспринимает работу отдела планирования настолько серьезно, чтобы тщательно следить за ее выполнением, а стратегическое планирование воспринимается как одна из бюрократических процедур.
Передача персоналу функций разработки стратегии для отделов, им не подчиненных, ведет к таким последствиям: эти специалисты не могут нести ответственность, если их рекомендации не дают желательного результата, поскольку они не имеют права руководить их выполнением; их рекомендаций не могут быть с энтузиазмом приняты к выполнению менеджерами, так как последние не причастны к их разработке. Равнодушная работа менеджеров способна провалить план. Наоборот, если в обязанности линейных менеджеров входят разработка и выполнение стратегических планов для подотчетных им сфер, то их личная стратегия и их личный подход к ее выполнению поддаются проверке на пригодность к работе.
Стратегия развития предприятия
Так или иначе, эффективное управление предпринимательской деятельностью в современных условиях требует от менеджеров стратегического мышления, умения разрабатывать стратегию и обеспечивать ее реализацию.
Относительно стратегии предприятия можно сделать такие обобщающие выводы. Во-первых, стратегия предприятия состоит из действий и подходов управленческого персонала, направленных на достижение определенной цели деятельности. Во-вторых, стратегия обеспечивает (может обеспечивать) направленность и адаптированность действий предприятия в рыночных условиях. В-третьих, разработка стратегии — это прежде всего предпринимательская деятельность. В-четвертых, разработчик стратегии преимущественно ориентирован на изменения извне, чем на изучение внутренних проблем предприятия. В-пятых, стратегия динамична; она изменяется в процессе развития предприятия. В-шестых, стратегии предприятия частично видимы, а частично скрыты от постороннего взгляда.
Разработка стратегического видения и миссии предприятия, определение цели и выбор стратегии — это главные задачи выбора направления развития организации. Руководство планирует, в каком направлении будет двигаться предприятие, его систему целей, а также шаги и действия, которые будут осуществляться для достижения определенных результатов. Все это вместе составляет стратегический план. Но, как правило, стратегические планы редко содержат все стратегические события, которые могут иметь место в плановый период. Непредвиденные события, неожиданные возможности и угрозы, постоянный поток новых предложений заставляют менеджеров изменять запланированные действия и принимать меры, не предусмотренные планом. Стратегические планы, принятые с опозданием и своевременно не откорректированные, не имеют никакого смысла.
Искусство реализации стратегии состоит в правильной оценке действий относительно определения места стратегии, ее профессионального выполнения и получение хороших результатов. Работа по реализации стратегии изначально принадлежит к сфере административных задач, которая включает такие главные подзадачи: определение политики предприятия, которая обеспечивает реализацию стратегии; мотивация персонала на более эффективную работу; создание благоприятной атмосферы внутри предприятия для успешного выполнения поставленных задач; использование передового опыта для постоянного улучшения работы; обеспечение внутреннего руководства, необходимого для продвижения по пути реализации стратегии и контроля за тем, как выполняется стратегия.
Цель руководства состоит в создании системы оценки соответствия между тем, как выполнена работа и тем, что необходимо для эффективной реализации стратегии. Качество разработки системы оценки определяет качество реализации стратегии. Соответствие между организацией работы внутри предприятия и тем, что дает возможность эффективно реализовать стратегию, делает предприятие единым целым в деле осуществлением своих планов. 16*
Глава 8
Задача осуществления стратегии — наиболее сложная и трудоемкая часть стратегического управления. Эта задача касается всех уровней управления и может быть учтена большинством подразделений предприятия. Конкретное осуществление стратегии начинается с тщательного анализа, осознания того, что предприятие может сделать иначе и лучше для успешного достижения поставленной цели. Каждый руководитель обязан дать ответ на вопрос: что необходимо сделать на моем участке, чтобы сделать свой вклад в реализацию общей стратегии, и как я могу это сделать наилучшим образом?
Насколько необходимо изменить внутреннюю политику, чтобы эффективно осуществлять стратегию предприятия, зависит от степени стратегических изменений и от того, насколько отличается политика от требований стратегии и насколько стратегия согласована с существующей корпоративной культурой. В зависимости от объема внутренних изменений для полного воплощения стратегии на практике может понадобиться от нескольких месяцев до нескольких лет.