До сих пор мы говорили о том, как могут действовать менеджеры в условиях, когда характер неопределенности ясен и однозначен. При осуществлении причинно-следственного анализа для выработки эффективного пути решения проблемы возникает необходимость выявления ее причин. Принятием решения осуществляется выбор наилучшего курса действий или отбор одной из нескольких альтернатив. Анализ плана нацелен на выработку упреждающих мероприятий и тем самым на обеспечение успешной реализации принятых решений. Когда возникающие задачи ясны, тогда надо определить подходящую для данного случая аналитическую процедуру и приступать к работе.
Но гораздо чаще ситуации, с которыми сталкиваются менеджеры, не однозначны. Каждый день на менеджера наваливается несколько дел одновременно. И вот в таких ситуациях им нужен какой-то метод оценки возникающих задач, их сортировки, ранжирования, определения приоритетов и организации решения. Эта процедура называется "обзором ситуации". Под ситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, в которой возникла проблема. Все аналитические процедуры, которые мы до сих пор рассматривали, представляли собой последовательности шагов, ведущих к заранее намеченной цели. Конечным же результатом обзора ситуации является такая организация работы, которая помогает сосредоточиться на правильных задачах, решать их в должном порядке, научно обоснованными методами. Осуществляемый обзор ситуации состоит из следующих шагов: выявление и рассмотрение задач (и тех их следствий, которые следует поставить под контроль); разделение и уточнение задач (если это необходимо); обоснование, обозначение приоритетов (значимость, срочность и тенденции); определение отправной точки предстоящего анализа.
|
|
Приступая к рассмотрению процесса обзора ситуации, нужно определить соотношение двух понятий: "ситуация" и "задача". "Ситуация" — это событие, нечто случившееся, она всегда имеет временные рамки. Но ситуацией является и описание события. Примером может служить записка от вашего начальника, в которой содержится упоминание о новом большом заказе. Это произошло, и об этом сообщается. "Задача" — это формулировка требования к менеджеру уделить внимание или предпринять действия по поводу конкретной ситуации. Например, если поступил большой заказ, то одни менедже-
Глава
ры посчитают это ситуацией, которую следует принять к сведению, други воспримут его как задачу, поскольку для них это будет означать необходн мость разработки графика производства, заказа материалов, проверки загруз ки оборудования и т. п. Следовательно, менеджеры постоянно преобразовы вают ситуацию в задачу потому, что осознают необходимость осуществление каких-то действий. Они стремятся выявить фактическое или потенциальное воздействие данной ситуации на сферу их ответственности.
|
|
Своевременное выявление и рассмотрение задач во многом зависит от регулярности обзоров тех ситуаций, с которыми сталкиваются менеджеры. Поэтому квалифицированные менеджеры располагают развитыми информационными системами, что позволяет им действовать с опережением событий и выявлять проблемы задолго до того, как они становятся очевидными. Постановка ясных целей в сфере ответственности каждого профессионального менеджера позволяет быстро и последовательно выявлять их.
Заметим, что известны несколько случаев, когда умение составления задач может оказаться особенно полезным. Одним из них является проведение совещаний сотрудников, цель которого — сделать обзор хода дел по целому кругу задач и определить необходимые действия. В данном случае составление заранее перечня задач и возможных следствий может оказаться весьма полезным средством экономии времени. Наличие упорядоченного перечня задач позволяет менеджеру не только оценить их, но и распределить ответственность за их решение. Другим случаем может быть планирование рабочего дня. Менеджеры, которые хотят спланировать свое время на день или неделю вперед, должны прежде всего составить перечень всех тех дел, которые требуют их внимания. Установление приоритетов — это процедура ранжирования и поэтому правильно распределить время можно только тогда, когда перечень задач полон.
При составлении перечня задач избегайте таких формулировок и терминов, как "проанализируйте", "обсудите", "расследуйте". Эти понятия описывают действия, а не те следствия, которые менеджер пытается взять под контроль. Поэтому гораздо полезнее сформулировать задачу именно в терминах следствий. Ведь на самом деле менеджеру нужно не обсуждать состояние дел по запуску, скажем, в производство нового изделия, а напротив, "хорошо обдумать и предложить меры по обеспечению соблюдения графика запуска нового изделия", что уже отражает подход с элементами опережения.
Разделение и уточнение задач необходимо в тех случаях, когда возникает масса неясностей относительно действительной природы. Это часто бывает тогда, когда о происходящем говорят в общих словах, например: "У нас есть проблема с моральным климатом"; "У нас трудности с коммуникациями". При таких общих формулировках невозможно строить эффективное управление. Путаница может возникнуть также из-за того, что в одной формулировке будет говориться о нескольких задачах сразу, к примеру: "Мы должны принять решение по плану сбыта, о структуре цен и упаковке для нового товара". Здесь упомянуты сразу несколько задач, которые нельзя рассматри-
Подготовка и принятие управленческого решения
вать как единый объект управленческого воздействия. Именно в подобных случаях, менеджеру следует разделить проблемы и проанализировать их по отдельности. Чтобы определить, нужно ли такое разделение, следует поставить вопрос: "Можно ли с помощью одного действия или одной причины разрешить или объяснить сложившуюся ситуацию?". Если ответ отрицательный, то разделение проводить необходимо.
В процедуре разделения важную роль играет постановка вопросов.
Первый вопрос по этому поводу: "С каким типом задач я имею дело?"
А. Общее описание (например, проблема морального климата, кадров, обеспечения качества);
Б. Сбор на первый взгляд взаимосвязанных следствий (слишком высокая текучесть кадров в отделах контроля качества, финансов и кадров).
|
|
Если перед нами ситуации А, то формулировка задачи страдает чрезмерной обобщенностью и поэтому следует поставить дополнительные вопросы.
Последующие вопросы: "Что вы понимаете под трудностями с коммуникациями?"; "На основе чего вы утверждаете, что у вас возникли трудности с коммуникациями?"; "В какой форме эта проблема проявляется?"; "Что еще обстоит не так?".
С помощью подобных вопросов можно разделить сложную проблему на ее составляющие (выделить конкретные следствия и заниматься ними в логической последовательности). Цель всей процедуры — сделать возможным проведение достоверного анализа. Ведь зачастую различные компоненты проблемы требуют и различных методов ее изучения: причинно-следственного анализа, принятия решений, анализа плана в целом.
Если требующая разделения задача относится к типу Б, то процедура разделения упрощается. Ее можно провести с помощью простого вопроса: "Можно ли с уверенностью утверждать, что причина является общей?" Если нет, то ситуация в каждом подразделении должна рассматриваться особо. Тем самым получается три формулировки: высокая текучесть в отделе контроля качества; высокая текучесть в отделе финансов; аналогичная текучесть в отделе кадров.
Если задача требует применения процедуры принятия решения, то разделение производится тем же путем, только вопрос следует ставить несколько иначе: "Достаточно ли для всех частей задачи одного решения?" Если нет, то каждый компонент выделяется в качестве самостоятельного объекта принятия решения. При процедуре разделения данного типа задачи все подзадачи остаются на одной и той же стадии цикла анализа, например причинно-следственного анализа или принятия решения.
В целом разделение — это процесс расчленения выявляемой задачи на составляющие, с тем чтобы не пришлось тратить время на поиски единственного магического решения, которое разрешило бы сразу все проблемы.
|
|
Составив список задач и убедившись, что они поставлены в такой форме и на таком уровне конкретности, которые позволяют провести анализ, менеджер готов теперь предпринять какое-то действие. Но вот какое? Какую зада-
Глава 13
чу следует решить первой? В нашем примере с разделением проблемы текучести кадров сформулированные задачи требуют анализа для того, чтобы отобрать наиболее важную их них. Трудности достижения согласия по поводу приоритетов вытекают из сложности определения важности задачи. Что приемлемо для одного менеджера, может иметь второстепенное значение для другого. В список типичных критериев определения важности задач могут входить следующие: значимость (серьезность, срочность, сроки, тенденции), рост, потенциальная отдача, оценка времени на решение.
Определяя приоритеты своих действий, опытные менеджеры учитывают все перечисленные критерии. Но для простоты предположим, что менеджеры используют только те критерии, которые они считают наиболее важными, а затем с их помощью строят матрицу задач и критериев. Обычно минимальный список критериев включает: значимость, срочность и тенденцию развития. Построим матрицу для трех задач и трех критериев (табл. 26).
Таблица 26. Определение приоритетов задач, поддающихся решению
Разделение и уточнение задачи | Установление приоритетов | |||
Важность | Срочность | Тенденция | Итоговый | |
Высокая текучесть в отделе контроля качества Высокая текучесть в отделе финансов Высокая текучесть в отделе кадров | 1 2 3 | 2 3 1 | 1 2 3 | 3 2 |
Быстрое, основанное на фактах, ранжирование этих задач позволит составить перечень задач с указанием приоритетов. Обозначая приоритеты, нужно следовать таким правилам.
Ранжирование производится по вертикали путем сравнения различных задач друг с другом. Оно всегда основано на сравнительной оценке важности, срочности и тенденций.
Ранги могут быть равными, а само ранжирование должно основываться на данных, а не на мнениях. В этом ракурсе желательно провести обсуждение того, почему уровень текучести в отделе контроля качества имеет большую значимость, чем в отделе кадров. Если проранжировать задачи относительно друг друга, то наиболее серьезная из них получит ранг "1" (отдел контроля качества), следующая по важности "2" — и так далее до завершения матрицы приоритетов.
Определение отправной точки анализа представляет собой проверку того, насколько правильно определен вид аналитического процесса, который следует использовать применительно к каждой из задач. Теперь по поводу каждой поставленной задачи необходимо задать вопрос: "Что я хочу получить в результате анализа?"; "Нужно ли установить причину некоторого следствия, хочу ли я вызвать определенное следствие или же подстраховать выполнение определенной работы, или максимизировать ее результат?" Процесс обзора ситуации является средством прояснения неопределенности. При обзоре
Подготовка и принятие управленческого решения
ситуации задачи не решаются, а лишь составляется перечень разрешимых задач в порядке их важности, которые затем классифицируются по признаку конечного результата. Когда другие процедуры не приводят к удовлетворительному ответу или же одновременно происходит столько событий, что трудно определить, с чего начать, попробуйте вернуться в своем анализе немного назад и провести обзор ситуации.
Следовательно, внедрение опережающего подхода в управленческой деятельности ставит проблему трансформации мыслительного процесса в наглядную систему переработки информации. Опережающее управление охватывает все виды деятельности менеджера, не будучи само привязанным к какому-то конкретному уровню руководства, времени или задаче. Опережающее управление — это методика формализации здравого смысла и логики применительно к условиям осуществления стратегического и тактического руководства предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта.
Грамотное решение проблем и принятие решений — это сочетание надежных данных, правильной классификации и оценки альтернатив, точной оценки степени риска. Сегодня основным залогом успеха в управленческой деятельности является умение "добывать и передавать информацию". При этом речь идет не о компьютерах, а о способности человека вырабатывать, классифицировать, анализировать и оценивать данные. А это основные компоненты опережающего управления.
Управленческое решение служит инструментом четкой организации и дисциплины, объективно необходимыми в процессе функционирования коллективов предприятий независимо от общественной формы производства. Само решение есть не что иное как директивный акт, направляющий, координирующий и стимулирующий коллективную деятельность. Главный объект его воздействия — социально-экономические отношения, процессы и явления, возникающие в производстве.
Рациональность выработки, принятия и реализации управленческих решений определяет успех предпринимательства. Принимаемое решение всегда должно быть наилучшим вариантом действий из множества возможных в сложившихся условиях хозяйствования. Решения в бизнесе направляют, мобилизуют, согласовывают и координируют действия персонала фирм. При этом качество решений в первую очередь зависит от полноты и правильности отражения в них принципов и методов менеджмента. Решения должны быть всесторонне и глубоко обоснованы, объективны, реалистичны, своевременны, соответствовать конечным целям. Выработка решений базируется на следующих положениях: ясном видении цели; всесторонней обоснованности; реальности выполнения; полноте и ценности информации; всестороннем раскрытии качественных и количественных параметров решения, возможных последствиях его реализации; оценке результатов и их реальной эффективности (выгодности, прибыльности) решения; разработке организационного и экономического механизма реализации решения (что, кто, когда и как должен делать и вознаграждаться за результаты).
Глава 13
Осуществление анализа плана управленческой деятельности имеет цель — подготовиться к активному воздействию на ход событий в процессе реализации плана с учетом появления непредвиденных проблем и возможностей. Если менеджер игнорирует угрозу появления потенциальных проблем или оказывается не в состоянии предвидеть и использовать благоприятные возможности, то его действия наверняка окажутся менее эффективными чем могли бы быть.
При неоднозначных ситуациях с высокой неопределенностью менеджеру следует воспользоваться процедурой, которая называется "обзор ситуации". Цель данной процедуры преобразовать ситуацию в задачу, осознав при этом необходимость осуществления каких-то действий. Своевременное выявление и рассмотрение задач во многом зависит от регулярности обзоров тех ситуаций, с которыми сталкиваются менеджеры. С предпринимательской точки зрения формулировка задач должна осуществляться в терминах следствий, а не действий. Ведь на самом деле руководителю нужно не обсуждать действия, а обеспечивать достижение конкретной цели (результатов) с помощью определенных действий.
Процесс обзора ситуации является средством прояснения неопределенности, т. е. в данном случае задачи не решаются, а лишь составляется перечень разрешимых задач в порядке их важности, которые затем классифицируются по признаку конечного результата.
Общий вывод состоит в том, что внедрение опережающего подхода в управленческой деятельности ставит проблему трансформации мыслительного процесса в наглядную систему переработки информации. Опережающее управление охватывает все виды деятельности менеджера, не будучи само привязано к какому-то конкретному уровню руководства, времени или задаче, это методика формализации здравого смысла и логики применительно к условиям осуществления стратегии и тактики руководства предпринимательской деятельностью.
13.7. Методы принятия управленческих решений
Для менеджера важно владеть различными методами принятия решений, в частности методом причин и результатов, который используется для анализа и решения самых разнообразных производственных задач. Схема метода представляет графически-упорядоченное представление факторов, влияющих на объект анализа. Достоинством данного метода является то, что он дает наглядное представление о факторах, оказывающих воздействие на объект анализа, о причинно-следственных связях этих факторов.
Построение схемы метода причин и результатов. Это построение охватывает ряд стадий.
1. Определение объекта анализа, написание в середине правого листа бумаги и заключено в прямоугольник.
Подготовка и принятие управленческого решения
2. Проведение прямой линии — оси к этому прямоугольнику.
3. Выделение главных факторов, влияющих на объект анализа, формулирование показателя (показателей) как можно точнее, соединение с осью вектора 1-го порядка.
4. Вектор 1-го порядка соединяется с вектором 2-го порядка, затем наносится вектор 3-го порядка и т. д.
На схему наносятся все факторы, оказывающие влияние на объект анализа. При этом, главная задача — обеспечить правильную соподчиненность и взаимозависимость факторов, четкость оформления схемы, чтобы она хорошо читалась. Несмотря на внешнюю простоту, построение схемы требует хорошего знания объекта анализа и понимания взаимозависимости и взаимовлияния факторов.
В качестве простейшего примера приведем диаграмму причин и результатов для такого показателя, как ошибки в машинописи (рис. 40).
Рис. 40. Схема метода причин и результатов
После того, как усвоены принципы построения схемы, можно выполнить задание, связанное с профессиональным интересом: проанализировать качество выпускаемой продукции (услуг), которая производится.
В практике менеджмента все больше внимания уделяется организации групповой деятельности, в частности, групповому принятию решений. Опыт показывает: чем полнее участие работников в процессе управления, тем выше результаты их деятельности, позволяющие легче вводить различные качественные изменения в производство.
Глава 13
Групповое принятия решения нацелено на переход от подчиненя индивидуальному решению руководителя к коллективному, выражающему точку зрения коллектива в целом. Группы, в которых хорошо развито взаимодействие и взаимопонимание, более успешно избегают ошибок и неудач в работе. Совместная деятельность по выработке решения создаст благоприятный морально-психологический климат в коллективе, при котором становится возможным самоуправление. Если принятое решение группой проводится в жизнь, то, как правило, члены группы не только охотнее его выполняют, но и более эффективно. В ходе коллективных обсуждений исполнители учатся понимать друг друга, согласовывать свои действия и интересы.
Процесс управления невозможен без механизма согласования отдельных действий и интересов между собой для нахождения оптимального режима функционирования коллектива. Наиболее известными методами группового принятия решения являются метод номинальной группы, который позволяет выявить и сопоставить индивидуальные мысли, суждения, выработать коллективное решение. Обычно рабочая группа разбивается на подгруппы по 5 — 10 человек. Затем оглашается задача. Например: определить, какие мероприятия необходимо провести в коллективе цеха (участка) в связи с переходом на аренду. Дается небольшое время (5 — 10 мин) для того, чтобы участники обсудили условия задачи, уточнили цели решения. Этот период работы можно назвать самоинструктажем. Затем следуют этапы работы.
Первый этап. Индивидуальная работа (10 — 15 мин). Каждый член подгруппы письменно формулирует свой ответ на задачу. Идет молчаливое генерирование своих идей и их обдумывание, разговоры как правило, не допускаются. После окончания записи идей (мероприятий), переходят ко второму этапу.
Второй этап. Руководитель просит каждого участника дать свой ответ. Так продолжается до тех пор, пока все предложенные идеи будут зафиксированы. Разговор допускается только между руководителем и членами группы. На этом этапе важны гласность и отсутствие оценочных суждений.
Третий этап. В его пределах происходит уяснение идеи. Записанные ответы зачитываются, чтобы убедиться в том, что все участники их поняли правильно. Каждый участник может предложить свое видение задания, изменение формулировки, избегая при этом оценочных суждений. В ходе такого обсуждения не исключены разногласия и группа может придти к выводу, что некоторые показатели целесообразно исключить или объединить. На этом этапе важен темп работы и реализация цели (отделить идеи от авторов, внимание членов группы сосредоточить на уяснении идей, а не на их оценке). Если имеется значительное дублирование и отсутствие однозначного понимания содержания идеи со стороны членов группы, то следующий этап может оказаться непродуктивным.
Четвертый этап. На этом этапе осуществляется ранжирование и голосование. Участники отбирают наиболее важные идеи и ранжируют их. Для этого каждому участнику выдаются пустые карточки со знаками "н". Затем предлагается отобрать 7 — 8 наиболее важных идей из имеющегося перечня.
Подготовка и принятие управленческого решения
На карточке записывается их порядковый номер из списка. Когда работа закончена, всем предлагается положить карточки перед собой и проранжиро-вать следующим образом: а) выбрать самую важную идею (по мнению участника группы), написать букву "н" и отложить; б) из оставшихся карточек выбрать наименее важную идею и пометить цифрой 1; в) из оставшихся карточек снова отобрать наиболее важный пункт, пометить знаком "н—1" и т. д. Ранжирование продолжается до тех пор, пока не будут пронумерованы все карточки. После этого производится подсчет голосов и результаты заносятся в таблицу (табл. 27).
Таблица 27. Принятие решений по методу номинальной группы
Мероприятие | Номер ранга (число голосов) | Итоговое число и сумма рангов |
Переаттестация кадров Изменение структуры управления Изменение должностных инструкций для ИТР | 7—3—3 8—6—4—7—5 6—4—3—7 | 3/13 5/30 4/20 |
Карточки сортируют в соответствии с данными таблицы. Работа на четвертом этапе позволяет участникам выразить свое отношение к каждому мероприятию при отсутствии давления со стороны группы. Метод номинальной группы представляет собой конструктивный путь разрешения конфликтов и отражает степень согласованности, которая может сложиться в отношении той или иной идеи. Хотя участник может и не согласиться с окончательным групповым результатом, он, как правило, поддержит его в качестве итогового результата деятельности группы.
В конце проделанной процедуры кратко обсуждаются результаты ранжирования.
Модель Делъфы. Данный метод помогает выбрать из предлагаемой серии альтернатив лучшую. Например, при принятии решений имеют место следующие типичные ошибки.
1. Непродуманные решения обычно ведут к принятию решений, не подготовленных к их исполнению.
2. Принимать "слепые" решения означает "закрывать глаза" на возможные отрицательные последствия решения или вовсе не думать о них.
3. Эгоцентрическое решение — ориентация только на самого себя и собственно выгоду, не беспокоясь о последствиях для других.
4. Эмоциональные решения — принятие решений, исходя из собственного настроения, не думая о их рациональности.
5. Гениальные решения — принимаемые решения, опирающиеся только на свою интуицию.
6. Самодовольные решения, основанные на собственной непогрешимости игнорирования советам других людей.
7. Упрямые решения — нежелание учиться на ранее принятых ошибочных решениях.
28 — 5-1823
Глава 13
В предпринимательской и менеджерской деятельности полезно извлекать пользу из допущенных ошибок — не только чужих, но и собственных.
Попробуйте осознать наиболее распространенные ошибоки. Попробуйте их осознать, извлечь урок для себя. Члены группы дают оценку каждой альтернативе в определенной последовательности состоящей из трех этапов.
Первый этап. Ранжируются альтернативы по степени значимости (распространенности) с точки зрения участника обсуждения. Каждой альтернативе присваивается свой порядковый номер. На первое место ставят ту альтернативу, которую считают главной (более распространенной), на второе место — менее важную и т. д. (обозначения Ра, Рб, Рв... Рн ранг).
Второй этап. Каждая альтернатива оценивается по десятибальной шкале в зависимости от издержек, связанные с той или иной ошибкой. За высший балл (Б) принимается 1, а за низший — 10.
Третий этап. Результаты, полученные на первом и втором этапах, умножаются (С = Р • Б). Определяется сумма произведений £ = С + С + С +... Определяется наименьшая сумма Е; она служит показателем того, что данная ошибка наиболее распространенная. Наименьшая сумма баллов указывает на альтернативу, которая по степени значимости заняла первое место, а вторая наименьшая сумма баллов означает альтернативу два и т. д. Ранжирование позволяет определить значимость каждой альтернативы (табл. 28).
Таблица 28. Оценка альтернатив по методу Дельфы
Фамилия участника обсуждения | Альтернатива | |||||||||
н | ||||||||||
Р | Б | С | Р | В | С | Р | Б | С | ||
А Б В Г Сумма произведения Е | 3 3 | 4 6 1 5 | 1 2 4 4 | 1 4 3 3 | 1 14 12 12 | 2 1 4 2 | 6 10 12 |
Пока принимаются решения, могут, по-видимому, иметь место и ошибки в них. Что же делать менеджеру, если несмотря на анализ, размышления, принятое решение все же оказалось ошибочным?
Здесь есть такие примерные возможности:
а) быстро пересмотреть решение, возможно отменить его, попробовав най
ти новое (лучшее). Если такая возможность отсутствует, не остается ничего
иного, как исполнить уже принятое решение, хотя можно еще попытаться
"смягчить его удар";
б) оттянуть как можно дальше нежелательные последствия, подготовив
соответствующие мероприятия для смягчения удара.
Подготовка и принятие управленческого решения
Из указанные двух возможностей первая появляется (имеется) прежде всего в том случае, когда между осознанием необходимости решения и реализуемыми действиями остается еще достаточно времени, чтобы разработать кардинальные корректирующие действия.
Конечно, лучше не допускать ошибочных, легковесных решений, но реальная действительность их не исключает. Поэтому знание теории, мастерства предпринимательства, менеджмента дает возможностю всести их к минимуму, если не удается избежать их полностью.
Хотя коллективные методы принятия управленческих решений довольно привлекательны и популярны в современной теории и практике, тем не менее, они являются результатом принятия решений конкретными лицами, и в конечном итоге формируются ими. К главным индивидуальным стилям принятия решений, которые сопоставляют со стилями руководства, о которых речь шла раньше, принадлежат следующие.
Решения уравновешенного типа присущи людям, приступающим к решению проблем имея уже сформулированную идею, возникшую вследствие предыдущего анализа условий и цели организации. Уравновешенность проявляется в том, что выдвижению гипотез и их проверке уделяется одинаковое внимание менеджера. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна.
Импульсивные решения характерны для людей, отдающих преимущество процессу выдвижения гипотез по сравнению с действиями проверки и их уточнения. Такой человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботится об их оценке. Все это приводит к тому, что процесс принятия решений может проходить скачкообразно, при этом упускаются этапы обоснования и проверки. Решения могут иметь необоснованный характер.
Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска. После выдвижения исходной гипотезы процесс уточнения ее происходит крайне медленно. Оценки весьма критичны, каждый шаг проверяется многократно. Это ведет к затягиванию процесса принятия решений.
Рискованные решения напоминают импульсивные. Но если импульсивные решения перескакивают через этап обоснования гипотезы, минуют его, то рискованные его не минуют, но необходимость оценивания человек понимает лишь после выявления несоответствия. В конечном итоге, хотя и с опозданием, элементы построения гипотезы и ее проверки уравновешиваются.
Решения осторожного типа характеризуются скрупулезностью оценки гипотез, критичностью. Решениям осторожного типа присуща предвзятая оценка. Осторожные люди более чувствительны к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным. Их больше пугают ошибки, чем радуют успехи. Поэтому тактическая линия таких людей — избегать ошибок.
Контрольные вопросы
Выявление проблем как функция менеджмента.
Классификация проблем и связанных с ними решений.
Виды поиска существующих проблем.
Опережающее управление.
Анализ проблем управления.
Значение причинно-следственного анализа.
Соотношение понятий "симптомы", "причины", "следствия".
Необходимые условия успешного анализа причин и следствий в практике менеджмента.
При помощи каких вопросов можно правильно определить параметры проблемы?
Процедура причинно-следственного анализа в менеджменте.
Построение причинной цепи.
Принципы принятия решений по управлению фирмой.
При помощи каких вопросов можно обеспечить правильность постановки
цели решения?
Стадии принятия решения.
Причины возникновения бинарных ситуаций.
Общие принципы инновационной деятельности.
Метод оптимизации критериев и выработки альтернатив.
Главные цели анализа плана управленческой работы.
Соотношение понятий "ситуация" и "задача".
Определение приоритетов задач, поддающихся решению.
Составляющие механизма выбора и реализации решений.
Метод причин и результатов.
Метод группового принятия решений.
Метод Д