Знания
Глава 14. Организационные структуры управления.......................... 437
14.1. Теоретические основы исследования организационных структур управления 437
14.2. Основные виды организационных структур управления... 445
14.3. Методы построения и усовершенствования организационных структур управления 461
14.4. Обоснование решения о создании и реорганизации структурных подразделений предприятия 466
14.5. Структурирование полномочий и ответственности............... 475
14.6. Динамизм организационной структуры предприятия........... 484
Контрольные вопросы.............................................................. 488
Глава 14
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Теоретические основы исследования организационных структур управления
Структура управления отражает форму, т. е. строение, устройство субъекта управления, способ его внутренней организации, связи элементов субъекта между собой (порядок расположения, соподчиненность отдельных звеньев управленческого аппарата), позволяющие выполнять необходимые функции управления. Структура управления обеспечивает стабильность, устойчивость управляющей системы, благодаря чему она сохраняет свои свойства при изменении внешних или внутренних условий. Структура управления предприятием отражает объективно складывающиеся отношения управления в границах данной производственной системы. Управляющие системы имеют иерархическую структуру с распределением по вертикали функций, обязанностей, прав и ответственности.
Наука управления до настоящего времени не имеет окончательно сложившегося понятийного аппарата, позволяющего однозначно определить организационную структуру промышленного предприятия. Многозначность имеющихся определений в значительной мере объясняется абстрактным характером таких понятий, как "система", "структура", "организация", а также трудностями, связанными с разграничением объекта управления от управляющей системы. Организационная структура предприятия выступает органическим единством организационной структуры производства и организационной структуры управления прежде всего по линии производственной организации, которая вне такого единства вообще немыслима.
Возникая из необходимости управления совместным трудом многих рабочих, производственная организация непосредственно определяет, порождает
Г
костяк управленческой системы: избранный вариант организационно-] водственной структуры задает первоначальную схему структуры управа
Формой организации составляющих элементов предприятия как си< является его структура. Структура любого предприятия отражает упо ченное расположение его элементов и форму их взаимосвязи, превращав ствующую структуру в систему. Структуризации всегда подвергаются с мы, выступающие объектом изучения и управления хозяйствующим i ектом. Объектом структуризации выступает также и сама система упр; ния (структура системы управления). Последняя представляет собой вза связь и взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, кажда которых имеет свое упорядоченное расположение элементов и форму их i мосвязи. Так, структуру управляющей подсистемы (субъект управления)» но рассматривать как функционально обособленные единицы аппарата уп ления (отдел, лаборатория, бюро), которые являются звеньями структурное почки управления.
Организационная структура необходима для управления различными ластями деятельности предприятия, а анализ преимуществ и недостат различных подходов к построению системы управления позволяет сдел правильный выбор в пользу конкретной организационной структуры с у том состояния рынка и стратегии предприятия.
Структуры управления имеют организационную природу. Сущностные: рактеристики организационных структур управления предприятием раскр ваются с помощью следующих основных понятий.
Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерг хическими ступенями управления. Структура должна обеспечивать единст устойчивых связей между его составляющими и надежное функциониров ние системы в целом.
Звено управления — обособленное подразделение со строго определеннь ми функциями. В качестве звена управления может выступать отдельнс подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию ynpai ления или совокупность функций управления. К понятию "звено" относя также и руководителей.
Ступень управления — это совокупность звеньев, находящихся на опре деленном уровне иерархии управления.
Наряду с понятием структура управления используется понятие "депар таментизация", которое означает процесс организационного обособления вы полнения отдельных работ, то есть процесс деления предприятия на отдельные блоки (отделы, секторы, отделения), имеющие четко определенные конкретные задачи и обязанности.
Отношения между звеньями управления (департаментами) поддерживаются благодаря связям (коммуникациям), которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Это связи кооперации и координации равноправных
Организационные структуры управления
звеньев управления, главное назначение которых — оказывать содействие наиболее эффективному взаимодействию подразделений предприятия в процессе решения возникающих между ними проблем.
Вертикальные связи — это связи руководства и подчинения, необходимость которых возникает при иерархичности управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.
Линейные связи — это связи подчинения по всем вопросам, с помощью которых руководитель реализует свои властные полномочия и осуществляет прямое руководство подчиненными.
Функциональные связи — это связи подчиненности в пределах реализации определенной функции управления. Имеют совещательный, рекомендательный характер. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений в пределах отдельных функций управления.
Результативность предпринимательской и неотъемлемой ее органической составляющей — управленческой деятельности во многом зависит от выбора организационной структуры предприятия, в наибольшей степени отвечающей требованиям сферы хозяйственной деятельности рынка, на который ориентирована фирма.
Организационная структура — это одновременно способ и форма объединения людей для осуществления общих для них производственных и управленческих целей. В менеджменте различают производственную структуру фирмы и структуру системы управления ею. Структура при помощи определенной совокупности отношений и связей внутри коллектива обеспечивает "соединение" всех составных ее частей, устойчивое существование и стабильное функционирование предпринимательского дела. Организационная структура фирмы документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Она представляет собой состав управленческих подразделений предприятия.
В современной учебной литературе организационная структура определяется как формальные правила, разработанные менеджерами для: 1) разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп; 2) определения сферы контроля управляющих и сопод-чиненности в организации; 3) координации всех функций, чтобы организация могла действовать как единое целое. Для обсуждения различных видов организационных структур менеджеры прибегают к внешнему оформлению своих представлений в виде структурных схем организации, показывающих, как распределены работники и обязанности и где проходят каналы коммуникации и линии соподчинения.
Организационная структура позволяет работникам осознать свое место в организации, благодаря чему они сообща могут работать над достижением целей компании. Кроме того, структура это единственный способ перейти от стратегических планов к действию. Без какой-либо структуры невозможна
Глава 14
координация действий сотрудников и самые лучшие планы никогда не смогут быть выполнены.
К важнейшим характеристикам организационной структуры относятся: количество звеньев; иерархичность (число ступеней или уровней); четкость разграничения функций, полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали в системе управления. К числу характеристик качества структуры управления относятся ее надежность и организованность (определяемые по уровню ритмичности работы и другим признакам), ее оперативность (скорость принятия и реализации решений) и др. Организационные характеристики лежат в основе критериев оценки рациональности оргструктуры в целом.
Критериями оценки рациональности оргструктуры являются: соответствие объекта выполняемых управленческих работ числу исполнителей; сосредоточение на каждой ступени управления (звене) объективно необходимых функций и прав для их реализации; отсутствие параллелизма и дублирования функций; оптимальное сочетание централизации и децентрализации исполнителей, функций, прав, ответственности; соблюдение норм управляемости, т. е. числа исполнителей, приходящихся на одного координатора их деятельности; степень надежности, оперативности, гибкости, адаптивности, экономичности, эффективности производства и управления, самостоятельности и ответственности исполнителей за результаты дела.
Хотя различные организации имеют много общего, но по многим важным характеристикам они существенно отличаются друг от друга. При проектировании организации необходимо принимать во внимание все эти от личия.
Например, существуют большие и малые организации. Бывает, что в крупных организациях деятельность в основном сосредоточена в одной или нескольких областях. Некоторые организации, скажем, работают непосредственно на удовлетворение потребности широких слоев населения, другие — напротив, имеют дело в основном только с другими крупными фирмами, одни действуют в географически ограниченных регионах, а другие — почти во всех странах мира и т. д. Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать и сформировать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам предпринимательства. В этом случае "наилучшая" структура —та, которая позволяет организации наиболее эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников на достижение поставленных целей с наибольшей отдачей.
Так как цель организационной структуры состоит в обеспечении реализации стоящих перед организацией задач, то и проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации, т. е. исходя из принципа: "Стратегия определяет структуру". Это означает, что структура организации должна быть такой, чтобы обеспечивать реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то не исключены и соответствующие изменения в организационных структурах. В конечном итоге орг-
Организационные структуры управления
структура должна оцениваться ее возможностями, в деле достижения стоящих перед организацией целей.
Подвижность целей может обусловить неэффективность существующей оргструктуры. Такую ситуацию желательно уметь предвидеть, чтобы предпринять упреждающие действия, обеспечивающие соответствие оргструктуры изменившимся целям хозяйственной единицы. Другими словами, оргструктура сама выступает объектом управления, цель которого — достижение и поддержание постоянного соответствия оргструктуры целям организации (предприятия, фирмы, компании).
Достижение целей с точки зрения времени, издержек и т. п. может порождать проблемы. Окончательно цели могут быть формализованы только после разработки стратегии и бюджета, поскольку лишь тогда становится реально возможным определение их практической достижимости. Серьезная проверка на достижимость происходит в процессе разработки бюджета, в котором цели и стратегии переводятся на язык финансирования. Всякий раз, когда финансовые проектировки оказываются неудовлетворительными, цели и стратегии необходимо основательно пересматривать. Ясное понимание целей и стратегии улучшает структуру, функционирование и эффективность организации.
Формальная организация — это "система сознательно координированных действий или сил двух и большего количества лиц". Такая организация возникает при условиях, когда индивиды: 1) способны общаться друг с другом; 2) желают совместных действий; 3) стремятся к достижению общей цели. Организация (простая или сложная) всегда представляет собой "безличную систему координированных человеческих усилий". Она включает в себя следующие элементы: цель, способность к общению, личное желание сотрудничать, результативность и эффективность.
Формальная организационная структура разрабатывается менеджерами для достижения стратегических целей организации. Это своеобразный официальный план выполнения задач, приводящих к достижению цели. Когда руководство составляет перечень предполагаемых принципов деятельности компании и ее структурную схему, происходит формализация плана деятельности организации. Чтобы разработать организационную структуру компании, менеджеры должны: 1) сформировать вертикальную структуру (создание рабочих мест под конкретные функции); 2) осуществить иерархию подразделений (группировка рабочих мест по отделам и более крупным структурным единицам); 3) сформировать горизонтальную структуру (координация всех функций, чтобы компания могла работать как единое целое).
Формирование оргструктуры управления в общем виде представляет собой закрепление тех или иных функций, прав и ответственности за персоналом фирмы. Этот процесс можно условно разделить на три главных этапа.
Первый этап — определение характера выполняемой работы, или анализ существующей управленческой структуры. Организация делится по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Для выполнения этой задачи полезно
Г тага?
разбить процесс на подэтапы и виды работ. Например, на постановку задав расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устаноЯ ление бесполезной работы и дублирования, на разработку самого процессЯ деятельности, проверку.
Второй этап — организационное проектирование. В процессе организационного проектирования структуры фирмы выявляются и определяются:! система целей, общих для фирмы и для каждого ее подразделения; состав взаимосвязь и подчиненность подразделений и служб; схема линейных Л организационных отношений и связей между подразделениями; численностьИ и состав работников аппарата управления в подразделениях, их взаимосвязью и подчиненность; распределение полномочий и ответственности между под-Я разделениями; порядок принятия решений по различным задачам управле-1 ния; порядок и последовательность формирования, сбора, хранения, обработ- I ки и выдачи информации; уровень управляемости производственными управ- I ленческими подразделениями; степень централизации и децентрализации I управления по звеньям, ступеням системы и исполнителям; регламентация управленческой деятельности.
Нелишне подчеркнуть, что организационные проекты должны полностью! охватывать управленческую деятельность. Для действующих фирм разработке оргпроекта предшествует детальное обследование сложившейся систе- ' мы управления, выявление проблем и определение направлений дальнейшего развития. Оргпроекты для новых фирм создаются исходя из анализа складывающейся рыночной и производственно-экономической ситуации, аналогов подобных и уже существующих структур.
Комплексный оргпроект фирмы состоит из следующих разделов: общая характеристика фирмы; производственная структура; структура и штаты администрации; оргпроекты производственных подразделений и вспомогательных служб; технология управления; методы управления; функциональные подсистемы по реализации конкретных функций управления; связи фирмы с внешней средой; производственная программа; расчет численности персонала фирмы; принципиальные решения по организации материально-технического обеспечения производства; размещение основных и вспомогательных производств; этапы создания и развития фирмы; перечень объектов, подлежащих строительству, приобретению, аренде; расчет объемов инвестиций по временным периодам; экономическая эффективность оргпроекта в целом.
Раздел комплексного оргпроекта предприятия "Производственная структура" включает: расчет необходимых производственных мощностей; обоснование структуры производственных и вспомогательных подразделений; определение потребности в средствах механизации и технологическом оборудовании; расчет численности рабочих по профессиям и квалификации; анализ уровня специализации производственных подразделений; кооперацию фирмы с внешними поставщиками.
Третий этап — классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления. На этом этапе определяются долж-
Организационные структуры управления
ностные обязанности (задачи и функции) и поручается их выполнение конкретным лицам. В организациях, деятельность которых в значительной мере связана с технологией, разрабатываются конкретные задачи и закрепляются за непосредственными исполнителями, ответственными за их выполнение. На данном этапе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы по видам выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей). Этот принцип известен как принцип ориентации.
Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должно привести к созданию функциональных подразделений, иными словами, коллективов людей, выполняющих определенную работу под единым руководством начальника подразделения.
Качество организационных структур любого типа в решающей степени определяются тем, насколько при их формировании соблюдены: системный подход, т. е. учет по возможности всех факторов, воздействующих на объект и орган управления; оптимальное сочетание централизованного руководства и самоуправления на местах; четкое определение функций, обязанностей и прав каждой из составных частей проектируемой структуры; максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководства до непосредственного исполнителя; создание механизма быстрого реагирования организации на изменения в производстве и спросе на выпускаемую продукцию; предоставление полномочий на решение вопросов в каждом конкретном случае тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу; широкое применение коллективных форм организации управления; приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе и системы в целом к внешней среде.
Разрабатывая организационную структуру, необходимо ориентироваться на такие основные требования.
Направленность на достижение цели. Поскольку цель — это характеристика любой организации, структура управления может оказывать содействие ее достижению. Это достигается благодаря установлению прав и полной ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач.
Перспективность выражается в том, что на уровне объекта управления не могут решаться лишь вопросы оперативного характера; необходима работа над разработкой стратегии, связанной с будущим развитием производства и управления. С этой целью в организационной структуре необходимо предусмотреть блок перспективного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления.
Способность к развитию. Необходимость развития организационной структуры предопределяется тенденцией постоянного усовершенствования производства, изменением внешних условий, появлением диспропорций в системе управления. При таких условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной к корректированию. На практике этого
Глава 14
можно достигнуть при помощи создания временных целевых групп (подразделений), служб развития и т. п.
Согласованность интересов. Вследствие глубокого разделения труда появляются подразделения, возникают разнообразные и противоречивые интересы участников процесса управления. Это можно проиллюстрировать на таком примере. Интересы работников механического цеха не совпадают с интересами работников сборочного цеха. Первые стремятся к повышению эффективности работы своего цеха, они заинтересованы в сокращении номенклатуры и увеличении размеров партий изделий, сокращении количества переналадок оборудования и т. п., что приводит к увеличению объемов незавершенного производства, его некомплектности. Работники сборочного производства заинтересованы в своевременном обеспечении процесса сборки всем необходимым. Причем снабжение деталей сборочных единиц комплектующих изделий должно осуществляться в необходимых объемах в меру необходимости (наподобие системы канбан) без неоправданных запасов, что требует дополнительных складских помещений и значительных затрат. Разногласия могут быть не только между цехами, а и внутри одного коллектива, между поставщиками и потребителями продукции и т. п.
Итак, в организационных структурах должен быть механизм, который позволял бы своевременно решать разногласия, достигать согласованных компромиссов. Этого можно достичь с помощью введения в структуру юридической и социальной служб, создания совета трудового коллектива и т. п.
Индивидуализация. Каждое предприятие уникально в том понимании, что имеет особенности, обусловленные существующим составом кадров, оснащением, формальными и неформальными управленческими связями и многими другими характеристиками. Поэтому разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию организационной структуры может проистекать из их особенностей. В связи с этим любые общие рекомендации могут быть использованы лишь как ориентиры.
Эффективность. Организационная структура должна содействовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности труда управленческих работников при выполнении ними необходимых функций. Экономичность может достигаться с помощью разнообразных мероприятий, в частности, создания подразделений, задачей которых является проведение анализа действующей организационной структуры, функционального и иерархического разделения труда, организации процессов управления и т. п.
Важно понять и помнить, что разработанная и созданная структура не может быть всегда постоянной. Успешно работающие организации регулярно оценивают степень адекватности своих оргструктур внутренним и внешним условиям и по мере потребности изменяют их. Выбор организационной формы основывается на глубоком анализе хозяйственной деятельности предприятия, степени его самостоятельности. При изменении параметров деятельности (новый продукт, новые рынки и т. д.) руководство предприятия может создать
Организационные структуры управления
иную оргструктуру. Наибольшее распространение получают варианты организационных структур, ориентированные на: выполняемые функции, товар или ассортимент, рынки покупателей, регионы обслуживания и др.