Методические рекомендации. Преподаватель (руководитель деловой игры) должен ознакомить участни­ков игры с конкретной ситуацией

Преподаватель (руководитель деловой игры) должен ознакомить участни­ков игры с конкретной ситуацией, ее основными целями и порядком прове­дения занятий.

Заранее подготовить исходную информацию для каждого участника игры.

Порядок проведения занятия определяет сам преподаватель. Конкретную ситуацию можно выполнять индивидуально или в малых группах. Применяя метод "отрицания", участники игры должны выбрать наиболее оптимальный вариант устранения отрицательных явлений и фактов в данной ситуации. Каждый участник игры или малая группа готовит и защищает свой вариант.

Сущность метода "отрицания" заключается в том, что каждый альтерна­тивный вариант решения проблемы анализируется не столько с точки зрения ожидаемого эффекта, сколько с позиции обнаружения возможных отрица­тельных последствий в случае его выбора и реализации. План предполагае­мых действий можно ранжировать следующим образом (табл. 50).

Обычно в практике управления разрешение той или иной проблемной ситуации осуществляется традиционным способом: принимается и анализи­руется первое, нередко интуитивно найденное решение, которое далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому в особенно сложных ситу­ациях руководитель все чаще прибегает к методу построения системы аль­тернативных вариантов. Анализ и оценка каждого из них способствуют вы­бору такого решения, которое с наибольшей вероятностью гарантирует в ито­ге максимальную эффективность. Однако в сфере производства могут воз­никнуть такие ситуации, когда метод выбора лучшего варианта оказывается ненадежным, потому что в данных обстоятельствах "хороших" вариантов просто нет: альтернатива — "одна хуже другой". В подобных ситуациях на помощь руководителю приходит "метод отрицания", когда "из двух зол вы­бирается меньшее".

После обсуждения различных вариантов вырабатывается план конкретных мероприятий, реализация которых может изменить состояние дел на участке.

Преподаватель подводит итоги дискуссии, отмечает лучшие предложения, их новизну и оригинальность, активность участников игры.

Следовательно, проведение деловой игры может оказать помощь обучаю­щимся в овладении ими навыками организаторской, управленческой, а в це-


Деловые игры



Таблица 50. План мероприятий


№ п.п.


Мероприятие


Первооче­редные мероприятия


Последова­тельность реализации мероприятий


Оценка предложен­ных меро­приятий


Объединить оба участка в один и, сократив одну ставку сменного мастера, освободить от работы мастера участка обработки, не отли­чающегося достойным поведением

Освободить мастера, замеченного в употреблении спиртных напитков с подчиненными, от работы; молодого же мастера перевести на сборки, а двух опытных с участка сборки перевести на участок обра­ботки

Выявить на участке обработки наиболее недисциплинированных работников, инициаторов всяких сомнительных мероприятий и осво­бодить их от работы

О нарушителях трудовой дисцип­лины, бракоделах, прогульщиках поставить вопрос на производствен­ном собрании коллектива участка

Поставить вопрос о состоянии дисциплины и отношении к работе на участке на общецеховом производственном собрании

Собрать коллектив участка обработ­ки и провести обсуждение состоя­ния дел совместно с цехкомом и руководством цеха

Предложить коллективу участка взять шефство над участком обра­ботки

На участке обработки ввести жест­кую систему материальных и моральных санкций, предусмат­ривающих более строгие взыскания за проступки по сравнению с другими участками

Улучшить на участке обработки систему материального и мораль­ного поощрения, выделив дополни­тельный премиальный фонд



Глава 20


Продолжение табл. 50



Продумать для участка сборки такие методы поощрения, которые бы побудили коллектив участка обработки к переоценке своего поведения и отношения к работе

В течение полугода с помощью отдела кадров постепенно полностью заменить работников участка обработки и распределить их по другим участкам и цехам

Ввести на участке обработки систе­му непрерывного чрезвычайного контроля, из-под внимания которо­го не мог бы ускользнуть ни один проступок, ни один факт недобро­совестного отношения к работе

Провести на участке обработки ряд мероприятий, направленных на ре­организацию внутренней среды: покрасить оборудование, поставить между станками вазоны с цветами, начать замену станочного парка, ввести типовые комбинезоны и голов, уборы с эмблемами участка и т. п.

Разделить участок на две-три бригады и организовать между ними соревнование за повышение производительности труда, качества продукции, за укрепление дисциплины

Объявить по заводу месячник борь­бы всего коллектива предприятия за улучшение работы участка обра­ботки механосборочного цеха

Добавить на участок обработки еще одного опытного сменного мастера, утвердить его начальником участка

В механосборочном цехе вывесить особый стенд, на котором регуляр­но отражать состояние дел и тру­довой дисциплины в коллективе участка обработки

Провести для мастеров участка обработки специальный семинар по организации производства и управления коллективом


Деловые игры



Окончание табл. 50

         
19 20 Послать мастеров участка обработ­ки на курсы повышения квалифи­кации руководящих кадров Разработать план целенаправ­ленной воспитательной работы с коллективом работников участка обработки Прикрепить к участку обработки опытного социолога-психолога для исследований межличностных взаимоотношений, трудовой дисциплины, отношения к работе с последующей разработкой мер по совершенствованию управления коллективом      

лом и предпринимательской деятельности, оно развивает видение и анализ проблемы, помогает находить лучшие пути решения сложных вопросов хо­зяйствования, что особенно важно в условиях становления рыночно-регули-руемой экономики, перехода к цивилизованным рыночным отношениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: