Преподаватель (руководитель деловой игры) должен ознакомить участников игры с конкретной ситуацией, ее основными целями и порядком проведения занятий.
Заранее подготовить исходную информацию для каждого участника игры.
Порядок проведения занятия определяет сам преподаватель. Конкретную ситуацию можно выполнять индивидуально или в малых группах. Применяя метод "отрицания", участники игры должны выбрать наиболее оптимальный вариант устранения отрицательных явлений и фактов в данной ситуации. Каждый участник игры или малая группа готовит и защищает свой вариант.
Сущность метода "отрицания" заключается в том, что каждый альтернативный вариант решения проблемы анализируется не столько с точки зрения ожидаемого эффекта, сколько с позиции обнаружения возможных отрицательных последствий в случае его выбора и реализации. План предполагаемых действий можно ранжировать следующим образом (табл. 50).
Обычно в практике управления разрешение той или иной проблемной ситуации осуществляется традиционным способом: принимается и анализируется первое, нередко интуитивно найденное решение, которое далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому в особенно сложных ситуациях руководитель все чаще прибегает к методу построения системы альтернативных вариантов. Анализ и оценка каждого из них способствуют выбору такого решения, которое с наибольшей вероятностью гарантирует в итоге максимальную эффективность. Однако в сфере производства могут возникнуть такие ситуации, когда метод выбора лучшего варианта оказывается ненадежным, потому что в данных обстоятельствах "хороших" вариантов просто нет: альтернатива — "одна хуже другой". В подобных ситуациях на помощь руководителю приходит "метод отрицания", когда "из двух зол выбирается меньшее".
После обсуждения различных вариантов вырабатывается план конкретных мероприятий, реализация которых может изменить состояние дел на участке.
Преподаватель подводит итоги дискуссии, отмечает лучшие предложения, их новизну и оригинальность, активность участников игры.
Следовательно, проведение деловой игры может оказать помощь обучающимся в овладении ими навыками организаторской, управленческой, а в це-
Деловые игры
Таблица 50. План мероприятий
№ п.п.
Мероприятие
Первоочередные мероприятия
Последовательность реализации мероприятий
Оценка предложенных мероприятий
Объединить оба участка в один и, сократив одну ставку сменного мастера, освободить от работы мастера участка обработки, не отличающегося достойным поведением
Освободить мастера, замеченного в употреблении спиртных напитков с подчиненными, от работы; молодого же мастера перевести на сборки, а двух опытных с участка сборки перевести на участок обработки
Выявить на участке обработки наиболее недисциплинированных работников, инициаторов всяких сомнительных мероприятий и освободить их от работы
О нарушителях трудовой дисциплины, бракоделах, прогульщиках поставить вопрос на производственном собрании коллектива участка
Поставить вопрос о состоянии дисциплины и отношении к работе на участке на общецеховом производственном собрании
Собрать коллектив участка обработки и провести обсуждение состояния дел совместно с цехкомом и руководством цеха
Предложить коллективу участка взять шефство над участком обработки
На участке обработки ввести жесткую систему материальных и моральных санкций, предусматривающих более строгие взыскания за проступки по сравнению с другими участками
Улучшить на участке обработки систему материального и морального поощрения, выделив дополнительный премиальный фонд
Глава 20
Продолжение табл. 50
Продумать для участка сборки такие методы поощрения, которые бы побудили коллектив участка обработки к переоценке своего поведения и отношения к работе
В течение полугода с помощью отдела кадров постепенно полностью заменить работников участка обработки и распределить их по другим участкам и цехам
Ввести на участке обработки систему непрерывного чрезвычайного контроля, из-под внимания которого не мог бы ускользнуть ни один проступок, ни один факт недобросовестного отношения к работе
Провести на участке обработки ряд мероприятий, направленных на реорганизацию внутренней среды: покрасить оборудование, поставить между станками вазоны с цветами, начать замену станочного парка, ввести типовые комбинезоны и голов, уборы с эмблемами участка и т. п.
Разделить участок на две-три бригады и организовать между ними соревнование за повышение производительности труда, качества продукции, за укрепление дисциплины
Объявить по заводу месячник борьбы всего коллектива предприятия за улучшение работы участка обработки механосборочного цеха
Добавить на участок обработки еще одного опытного сменного мастера, утвердить его начальником участка
В механосборочном цехе вывесить особый стенд, на котором регулярно отражать состояние дел и трудовой дисциплины в коллективе участка обработки
Провести для мастеров участка обработки специальный семинар по организации производства и управления коллективом
Деловые игры
Окончание табл. 50
19 20 | Послать мастеров участка обработки на курсы повышения квалификации руководящих кадров Разработать план целенаправленной воспитательной работы с коллективом работников участка обработки Прикрепить к участку обработки опытного социолога-психолога для исследований межличностных взаимоотношений, трудовой дисциплины, отношения к работе с последующей разработкой мер по совершенствованию управления коллективом |
лом и предпринимательской деятельности, оно развивает видение и анализ проблемы, помогает находить лучшие пути решения сложных вопросов хозяйствования, что особенно важно в условиях становления рыночно-регули-руемой экономики, перехода к цивилизованным рыночным отношениям.