На сегодняшний день процесс создания костюма – это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды. Индустрия моды двигается вперед, модельеры всего мира предлагают новые, все более оригинальные коллекции одежды. Понятие «костюм» и «одежда» во многом схожи, но также имеют и существенные различия. Одежда является составной частью материальной и духовной культуры: с одной стороны, это материальные ценности, созданные трудом человека, которые удовлетворяют наши потребности; с другой – это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие человека.
Существуют различные определения понятия «одежда». Суть их сводится к тому, что одежда – это то, что защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, т.е. одежда – это система материальных оболочек, покровов на теле человека. В одежде проявляется индивидуальность человека, содержится первичная информация о ее хозяине [c.6 Плаксина, История костюма].
Вместе с предметами труда и быта, с архитектурными сооружениями одежда отражает развитие производительных сил конкретного исторического периода, национальные особенности экономической и культурной жизни народа, климатические условия страны, представления о красоте. Одежда включает в себя: белье, платье, обувь, головные уборы [7,Плаксина.История костюма].
|
|
Археологические раскопки позволяют утверждать, что одежда появилась 40 – 25 тысяч лет назад, т.е. на самых ранних этапах развития человеческого общества [5, Дудникова.История костюма]. Спасаясь от холода, первобытный человек использовал шкуры животных, древесную кору, листья. Эти подручные средства сослужили человеку хорошую службу в борьбе за выживание. Таким образом, создание одежды явилось результатом борьбы за жизнь[5,Дудникова.История костюма]. Ученые выделяют основные формы одежды:
– драпированная, наиболее древняя форма одежды, окутывающая тело и удерживающаяся посредством поясов, повязок, застежек (Древняя Греция, Древний Рим);
– накладная, более сложная форма, где полотнища ткани перегибали вдоль основы и сшивали по бокам, оставляя прорези для рук и вырезая горловину (Византия);
– распашная форма одежды, имеющая разрез сверху донизу (Московская Русь) [7, Дудникова.История костюма].
C понятием «одежда» тесно связано понятие «костюм» – это гармоничный ансамбль, представляющий собой систему элементов, предназначенных не только защитить человека от воздействия среды, но и выявить его индивидуальность с помощью информационно-эстетических свойств. Костюм несет в себе образ, идею,он говорит об уровне развития художественного вкуса хозяина, его психологии, материальных возможностях и даже о его внутреннем состоянии в определенные моменты [7, Плаксина, История костюма].
|
|
Костюм включает в себя все то, что надето на человеке одновременно: платье (в широком смысле этого слова), обувь, аксессуары (головной убор, пояс и т.д.), а также прическу, макияж и украшения. Только в том случае, когда все это подобрано в соответствии с законами композиции и правилами гармонии, мы можем говорить о костюме как о гармоничном, образно решенном ансамбле. Понятно, что не каждый человек (индивидуум) обладает знаниями законов композиции, но тем не менее, развитый художественный вкус и интуиция часто подсказывают человеку, как и что на себя надеть [7,Плаксина. История костюма].
Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа, или этноса, а также с социальным положением, поведением и образом конкретного человека, выражая его индивидуальность. О. Уайльд говорил: «Костюм является эволюцией и самым важным признаком, по которому мы можем судить о привычках, обычаях и образе жизни каждого человека» [3, Дудникова.История костюма].
Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую. Важной функцией костюма является знаковая, так как костюм является особым видом коммуникации, т.е. сообщает окружающим информацию о человеке: его социальном статусе, политических пристрастиях, религиозной принадлежности, эстетическом вкусе, культуре. Характерные особенности костюма описаны в таблице 1 [6, Ермилова.Моделирование и художественное оформление одежды].
Таблица 1.
Характерные особенности костюма
Особенности | Характеристика |
Возрастные особенности | Обозначают или маскирует возраст человека; национальный костюм четко определял возраст, например цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском женском национальном костюме |
Социально-половые особенности | Практически в любом национальном костюме обозначен не только пол человека, но и его семейное положение. В традиционном обществе попытки носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла |
Сословные особенности | Обозначают сословную (групповую) принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека |
Профессиональные особенности | Обозначают профессиональную принадлежность человека, указывает на род его занятий |
Региональные особенности | Указывают на климатические особенности региона, образ жизни и национальные традиции проживающих в нем народов |
Религиозные особенности | Указывают на религиозную принадлежность человека |
Индивидуальный выбор костюма свидетельствует об образовании и общей культуре человека, о его социальном происхождении. В современной моде отсутствуют прежние эталоны «хорошего вкуса», но сохраняет свое значение понятие «культура одежды», которое предполагает, прежде всего, соответствие костюма ситуации, в которой находится человек. Кроме того, в костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа[с.9, Гусейнов.Композиция костюма].
Одним из основных понятий, связанных с эволюцией костюма во времени и в человеческом обществе является понятие «стиль». Можно выделить так называемый стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера, фирменный стиль. Стиль (от латинского «стержень») – а) художественный (исторический художественный) стиль, выражающий эстетические взгляды и представления людей, отразившиеся в архитектуре, искусстве, декоре и костюме на определенном этапе развития человеческого общества (романский стиль, стиль барокко и другие); б) индивидуальная манера человека одеваться, держаться, иметь свой имидж (суть, стержень, которые всегда остаются признаком индивидуальности человека) [7, Плаксина.История костюма].
|
|
С понятием «стиль» связано понятие «стилизация» – художественный прием при создании новых произведений искусства. Стилизация – намеренное использование формальных признаков и обратной системы того или иного стиля в новом необычном для него художественном контексте [15, Ермилова.Моделирование и художественное оформление одежды].Стилизация является важной характеристикой, если речь идет о дизайне. Дизайн – творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека [8, Ермилова.Моделирование и художественное оформление одежды].
Дизайн одежды – одно из направлений дизайн-деятельности, целью которого является проектирование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека [8, Гусейнов.Композиция костюма].В зависимости от того, что является объектом проектирования, дизайн одежды подразделяется на дизайн костюма, трикотажных изделий, обуви, головных уборов, аксессуаров, украшений и т.п.
Дизайн костюма – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств предмета одежды, в том числе: внешних черт изделия; структурных и функциональных взаимосвязей, которые превращают изделие в единое целое, с точки зрения потребителя и изготовителя [https://www.naukom.ru/articles/375/]. В области дизайна костюма работают следующие специалисты (рис.1).
Специалисты |
Дизайнер |
Модельер |
Кутюрье |
Cпециалист по изготовлению моделей одежды, образцовых экземпляров одежды [10, Гусейнов.Композиция костюма]. |
Создатель коллекций одежды «от кутюр» (высокой моды) – уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в домах высокой моды [7, Ермилова.Моделирование и художественное оформление одежды] |
Специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды (8, Ермилова.Моделирование и художественное оформление одежды) |
|
|
Рис. 1. Специалисты, работающие в сфере дизайна.
Дизайнер, основным содержанием деятельности которого является создание культурных образцов, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, должен иметь целостное представление о природе такого феномена, как мода. Дизайнеру одежды для успешной работы в модной индустрии особенно необходимы знание основных закономерностей моды, понимание моды как социального явления, знакомство с социально-психологическими и экономическими аспектами ее развития, с основными методами прогнозирования моды, а также знание инновационных и циклических механизмов модных изменений.
Все это дает возможность не просто копировать или создавать модные образы, а осознанно влиять на моду и управлять ею. Мода, являясь важным фактором эволюции не только костюма, но и современного общества в целом, выступает в качестве одного из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе [42, Гусейнов.Композиция костюма].
Разрабатывая современный вязаный костюм нам необходимо изучить историю вязания, виды пряжи и требования предъявляемые к одежде, об этом более подробнее в следующем параграфе.