Вопрос 6. Расчеты по инкассо платежными требованиями с акцептом плательщика

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поруче­нию и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления рас­четов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (испол­няющий банк). Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований.

Указанные платежные инструменты предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через систему инкассо банка получателя платежа.

Платежное требование представляет собой расчетный документ, содер­жащий требование кредитора к должнику (плательщику) об уплате опре­деленной денежной суммы через банк. Платежные требования применяют­ся при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных в основном договоре. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться как с акцептом плательщика, так и без его акцепта.

При расчетах по первому ва­рианту кредитор (поставщик) выписывает платежное требование на осно­вании фактической отгрузки продукции или оказанной услуги и сдает его в свой банк на инкассо. Поскольку инициатива в расчетах в данном случае исходит от поставщика, то оплата этого документа плательщиком должна быть произведена с согласия (акцепта) плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но при этом должен быть не менее пяти рабочих дней. С этой целью при оформлении платежного требования кредитор (поставщик) в поле «Срок для акцепта» указывает количество дней, установленных для его акцепта.

Банк поставщика пересылает платежное требование в банк плательщика (исполняющий банк). На всех экземплярах принятых исполняющим бан­ком платежных требований ответственный исполнитель банка в поле «Срок платежа» проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта. День поступления в банк платежного требования в расчет указан­ной даты не принимается. Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо на следующий рабочий день - если документы поступили в банк плательщика по истечении операционного времени, остальные экземпляры платежных требований помещаются исполняющим банком в картотеку № 1 «Расчет­ные документы, ожидающие акцепта для оплаты» (открывается к расчет­ному счету плательщика).

Например, платежное требование поступило в банк плательщика 12 марта с указанием «Срок акцепта - 5 рабочих дней». 15 и 16 марта - выходные дни. При данном условии дни, установленные для акцепта - 13,14, 17, 18 и 19 марта. Конечный срок платежа - 20 марта.

Свое согласие на оплату платежного тре­бования плательщик должен дать в дни, установленные для акцепта, обязательно в письменной форме на стандартном бланке заявления об акцепте. Только при получении от плательщика указанного документа исполняющий банк оплачивает платежное требование поставщика.

Если плательщик не согласен оплатить платежное требование, то он должен также в письменной форме представить в исполняющий банк заявление об отказе от акцепта (в трех экземплярах). Основания, по которым плательщик может отказаться от акцепта, должны быть предусмотрены в основном договоре с поставщиком, в нем должна быть сделана ссылка на этот договор и указан конкретный пункт, которым этот мотив отказа предусмотрен. Банк плательщика по внешним признакам должен проверить правильность и полноту оформления клиентом заявления об отказе от акцепта, наличие основания для отказа, ссылки на номер, дату, пункт договора, в котором это основа­ние предусмотрено.

При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки № 1 и в тот же день подлежит возврату в банк-эмитент. При частичном отказе от акцепта платежное требование изымает­ся из картотеки № 1 и оплачивается в сумме, акцептованной плательщи­ком.

Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Банки не рассматривают претензии по су­ществу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и по­лучателем средств разногласия разрешаются в предусмотренном законом порядке.

При неполучении исполняющим банком от плательщика в дни, уста­новленные для акцепта, ни заявления об акцепте платежного требования, ни заявления об отказе банк расценивает платежное требование как неакцептованое и на следующий рабочий день после истечения срока для ак­цепта изымает платежное требование из картотеки № 1 и возвращает его банку - эмитенту с указанием на обороте платежного требования (1-ый экземпляр) причины его возврата без оплаты («не получено согласие на ак­цепт»). Используемая в настоящее время форма акцепта платежных требо­ваний, при которой плательщик уведомляет банк о своем согласии на оп­лату обязательно в письменной форме, в отечественной банковской прак­тике получила название «положительный акцепт».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: