Отрицательный эффект от масштаба

Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. Наблюдается из-за технических причин при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую. Аналогичный эффект наблюдается в сельском хозяйстве в силу того, что земли удобные для выращивания культур заканчиваются, и производитель вынужден переходить на менее подготовленные для этого участки.

47 Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов кейнсианцы пришли к выводу, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.

48 Чи́стая монопо́лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги[1].

Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии)[2]. Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители[3].

Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

Эффективность чистой монополии:

Существование монополий является неизбежностью, но отношение к ним неоднозначное. Главным аргументом противников монополий является то, что, пользуясь своим положением на рынке, они занимают объем производства, повышая цены, получая большую экономическую прибыль. Кроме этого существует вероятность более высоких издержек производства и менее эффективного использования ресурсов из-за отсутствия конкуренции. Монополии стараются воздействовать на государственные органы, ухудшая ситуацию на рынке, и, добиваясь законодательного закрепления своего положения.

Сторонники существования монополий подвергают сомнениям аргументы противника и выдвигают следующие положительные черты монополии:

1)монополия занимается экономией на масштабе;

2)монополия занимается НИОКР;

Благодаря крупным фирмам появляются около 80% изобретений. Монополии постоянно занимаются инновациями,тем самым они продлевают свой статус открытой монополии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: