(Конкуренция (от лат concurrere – столкновение) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция – состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорции общественного производства. Она порождается обьективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от коньюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества.Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно– технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречие экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий.
|
|
Конкуренция представляет собой соперничество субьектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно – следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
а) масштабам развития; б) по своему характеру; в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
индивидуальной –один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг;
местной –ведется среди товаровладельцев какой-то территории;
отраслевой –в одной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшего дохода;
|
|
межотраслевой –соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода;
национальной –состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны;
глобальной - борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке.
По характеру развития конкуренция подразделяется на:
1. свободную и 2. регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится на:
1. ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен;
2. неценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и.т.п).
Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.
В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную формы конкуренции.
Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объёмы идентичной продукции. Для неё характерны следующие черты:
- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;
- возможность свободного доступа товаропроизводителей к разным производственным секретам;
- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
- хорошее знание рынка покупателями и продавцами.
Все субъекты купли-продажи должны знатъ цены на рынке, спрос и предложение на товары.
Совершенная конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины ХIХ века. Во второй половине ХIХ века и начале ХХ века появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополии и государства.
Существует несколько моделей несовершенной конкуренции.
Одна из моделей – монополия, для которой характерны:
- единственный продавец,
- отсутствие близких продуктов – заменителей;
- диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);
- вступление в отрасль конкурентов затруднено.
Уже в конце XIX века стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах создаются соответствующие противодействия. Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства.
Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.
Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60 процент.
Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централизации производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).
Третье направление: запрещается установление монопольных цен.
Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи этим воспрещаются «нечестные» и «обманные» способы соперничества - демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств и медицинских инструментов и т.п.)