Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры науч исследования

Общенаучные методы это универсальные приемы исследования, общелогические методы, процедуры, кот мы приспосабливаем к специализированным задачам.

Методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, обобщение, абстрагирование.

Анализ и синтез – разделение объекта на отдельные части, объединение в единое целое (частей или инф-ции о них). Практически люб эмпирический и теоретический методы включают анализ и синтез. Со временем смещение акцента на синтез. Пример:

Индукция, дедукция – Двж от единичного к общему, Двж от общего к единичному. Пример: проанализировали несколько объектов, обобщили, нашли уязвимые моменты, могут быть исключения. При построении гипотезы – индукция, при применении полученной теории – дедукция.

Абстрагирование – проц отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления, рассмотрение только интересующих нас свойств. Пример: построение люб идеального конструкта – абстрагирование.

Обобщение – вычленеие в массиве инф-ции, устойчивых, инвариантных, устойчивых характеристик. Пример: клеточная ст-ра у животных и у растений – обобщение.

Аналогия – установление сходства в некот сторонах и отношениях между тождественными объектами. Пример если объекты А обладает признаками Б, Б обладает признаками С, то значит С возможно обладает признаками А. (вероятностное знание)

Моделирование – замещение объекта на модель, кот в исследуемой области обладает такими же свойствами, как и объект. Пример: модель атома пудинговая, планетарная. Это наше восприятие мира.

К общенаучным методам также относятся аксиоматический эксперимент, описание.

Научный метод – это система регулятивных принцов и приемов, с помощью кот достигается объективное позн-е действительности, генерируется новое знание.

Отличия: логические приемы, апплицированные к научной деятельности, это приемы коти мы пользуемся не только в науке в отличие от идеализации и формализации, а пользуемся в др сферах познавательной деятельности, прежде всего, в обыденном позн-и. Поэт они проявляют себя в теоретических, эмпирических методах.

В науч поиске немаловажную роль играют общелогические методы позн-я, представляющие собой процедурную аппроксимацию общелогических приемов к решению науч задач как эмпирического, так и теоретического характера. К общелогическим методам науч исследования относятся процедуры абстрагирования, обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и моделирования. Вышеназванные приемы играют важную роль в развертывании науч исследования, но все же специф методологического инструментария науки в первую оч-дь обнаруживается при обращении в методам эмпирического и теоретического уровней науч позн-я. Ориентиры познавательной деятельности, сконцентрированные в содержании общенауч методов, представляют собой развернутые, системно организованные комплексы, отлич-еся сложной ст-рой. К тому же сами методы оказываются в непростой связи друг с другом, не сводящейся к отношениям линейной иерархии, когда более сложн метод просто включает в себя ряд исходных, более простых исследовательских процедур. В реальной практике науч поиска методы науч позн-я применяются в сов-ти, задавая стратегию решения поставленных задач. Вместе с тем специф люб из методов позволяет осуществить содержательное рассмотрение каждого из них в отдельности с учетом принадлежности к эмпирическому либо теоретическому уровню науч исследования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: