ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству
Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства включает преподавательскую, научно-методическую и культурно-просветительскую работу. Она направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами искусства. Учитель изобразительного искусства должен хорошо владеть рисунком, живописью, композицией, разнообразными декоративными техниками, знать историю искусств, педагогику и психологию. Не всякий хороший художник может быть успешным учителем. Педагогическое мастерство требует специальной подготовки и упорного труда.
Уроки ИЗО имеют огромное значение в развитии у детей художественного вкуса. Для этого учителю необходимо в беседах знакомить с основными принципами эстетики, использовать шедевры изобразительного искусства, а в практической работе следить за тем, чтобы рисунки, вылепленные фигурки и выполняемые декоративные изделия соответствовали критериям красоты.
|
|
Современные технологии развития личности учащегося на занятиях ИЗО включают организацию образовательного пространства художественными средствами, создание эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, психологическую поддержку, диалогичность общения учителя с учениками, ценностное отношение к личностному опыту учащегося в изобразительной деятельности и др.
Учитель ИЗО должен владеть передовыми технологиями, направленными на творческое саморазвитие личности учащихся, осознанное приобретение ими личного опыта понимания и переживания искусства, навыков изобразительной деятельности.
Для профессионально-педагогической готовности учителю необходимы качества творческого мышления, т.к. практические задачи, которые он решает в ходе своей педагогической деятельности, являются задачами комплексными и многосторонними. При их решении учителю необходимо принимать во внимание все многообразие условий, образующих конкретную ситуацию деятельности. Поэтому перенос теоретических знаний в практику не является прямым; он включает в себя ряд переходных звеньев, которые интегрируются вокруг определенной практической проблемы, имеющей целостный и многосторонний характер, и переводится на язык практических действий учителя. Творчески мыслящий учитель умеет в случае необходимости быстро переключиться с одного способа действий на другой, разнообразить способы обучения, быстрее находить новые пути решения разного рода учебно-воспитательных задач, контролировать и оценивать процесс и результаты мыслительной деятельности.
|
|
На уроках учитель, как правило, осуществляет прямое и косвенное руководство познавательной и творческой деятельностью учащихся: демонстрирует наглядный материал, рассказывает, объясняет, показывает приемы работы, создает проблемные ситуации, наблюдает и контролирует самостоятельную работу детей и др.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Учителю необходимо в совершенстве владеть педагогическим рисованием – мелом на доске, различными художественными материалами на ватмане для того, чтобы наглядно показать учащимся последовательность изображения различных объектов, отдельные технические приемы, исправить ошибки учеников.
Одной из актуальных задач является повышение педагогической культуры учителя, преодоление им стереотипов профессионального поведения. Учитель ИЗО должен сам быть творческой личностью, совершенствовать уровень владения рисунком, живописью, разнообразными видами художественной обработки материалов, осваивать новые технологии, компьютерную графику. Этому во многом способствует система повышения квалификации учителей, изучение передового педагогического опыта, самообразование.
Подготовка к уроку изобразительного искусства.
При подготовке к уроку педагогу следует познакомиться с содержанием работы всей четверти, понять логику заданий, осознать ведущие идеи каждой четверти в их развитии и всего года в целом. Урок необходимо рассматривать как часть системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.
В период подготовки к уроку учителю целесообразно продумать план с поминутным распределением времени и подробный сценарий проведения занятия с логически оправданными переходами от одного вида деятельности к другому (беседа, восприятие, творческая работа и т.д.). Необходимо чтобы занятие представляло собой целостный процесс, участвуя в котором дети проявляли бы интерес к изучаемому материалу, эмоциональность и творческую активность.
Следует приготовить все необходимые для урока материалы: репродукции, слайды, музыкальные записи, художественные материалы и др. Как правило, продумывается экспозиция наглядных материалов, составляется план их расположения на доске. Может быть подготовлена небольшая выставка по теме урока. Например, иллюстративного материала из книг и журналов, изделий декоративного искусства, скульптуры малых форм и др. Желательно, чтобы зрительный ряд включал не только слайды с произведений искусства, но и выразительные, образные объекты природы, а также учебные таблицы, выполненные педагогом.
В подготовке к уроку рекомендуется использовать оправдавшую себя методику организации деятельности детей-лаборантов, предложенную в рекомендациях к программе Б.М. Неменского. На одном из первых уроков ребята выбирают главных помощников учителю — лаборантов. Для этих целей учитель изобразительного искусства вместе с детьми назначает 6—8 наиболее ответственных школьников. Учащимся сообщается, что в течение года лаборанты будут меняться, поэтому всем придется быть помощниками.
В классе, где насчитывается около 40 детей, нужно иметь не менее 7 лаборантов. Каждый из них отвечает за свою работу и все вместе за готовность класса к своему или следующему после них уроку. Обязанности лаборантов распределяются следующим образом: за коробки с гуашью отвечают 2 человека, условно назовем их лаборантами «Краска»; за кисти — 1 человек, лаборант «Пушок»; за баночки — 2 человека, «Баночка» и «Водичка»; за чистоту на партах — 2 человека, «Капельки»; за чистоту пола — 1 человек, «Чистота»; за бумагу — 1 человек, «Бумага». Такие имена лаборантам даются, чтобы им легче было запомнить объем и характер выполняемой работы. Таким образом, 7—8 человек окажут помощь учителю: за 10—13 минут смогут подготовить класс к уроку и убрать его после завершения занятия. Первое время учителю придется постоянно следить за выполнением ими обязанностей.
|
|
Проведение урока.
Учитель устанавливает дисциплину в классе, объявляет тему урока, объясняет его цели и задачи. Как правило, урок начинается с беседы, настраивающей на выполнение задания. Привлекается разнообразный наглядный материал. В методике проведения бесед об изобразительном искусстве большое значение имеет анализ произведений. Учитель должен научить детей понимать идейное содержание, художественные достоинства инациональные особенности шедевров мирового искусства. Беседы с детьми должны строиться эмоционально, с опорой на имеющиеся жизненные представления школьников и опыт их общения с природой и искусством. Обязательно по ходу беседы и при подведении ее итогов учитель задает вопросы, чтобы убедиться как учащиеся поняли материал.
При рисовании с натуры учитель прежде всего уделяет внимание вопросам наблюдения и восприятия натуры, должен умело выбрать объекты изображения, расположить их таким образом, чтобы они помогали учащимся видеть и понимать закономерности строения формы и усваивать основные правила построения изображения на плоскости. Основной метод при работе с натуры – метод реалистического изображения, однако возможны задания на декоративное обобщение формы, ее абстрактную трактовку.
|
|
Свои объяснения учитель подкрепляет демонстрацией наглядных пособий, слайдов, педагогическим рисованием. При раскрытии принципов построения изображения учителю необходимо словесное объяснение обязательно иллюстрировать рисунком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям справиться с наиболее трудными для них задачами, указать им правильный путь построения основной (большой) формы предмета.
Показывать на доске последовательность выполнения рисунка следует от общего схематического к более детальному изображению предмета. Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися, а натура многими из них будет просто забыта.
Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
Особое внимание вначале следует обращать на свободное движение кисти руки. Развитие свободного движения руки играет большую роль не только в приобретении навыка рисования, написании букв и цифр, но и в развитии речи.
Если учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки исправить. При проверке домашнего задания ученики раскладывают свои работы, а педагог, просматривает рисунки, делает замечания и дает оценку.
Самостоятельная работа учащихся.
После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, следит за ходом работы, делает замечания об ошибках, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.
Многие учащиеся склонны делать очень мелкие рисунки. В таком случае учитель вторично напоминает о том, как следует компоновать изображение на листе бумаги, а некоторым подсказывает, как лучше расположить рисунок на листе, как положить лист — в длину или в ширину (это зависит от формы рисуемого предмета).
Педагогу необходимо постоянно учитывать неоднородность состава учащихся: среди них всегда есть более и менее способные, более и менее развитые; одни ученики сразу понимают, что от них требуется, а другим нужны дополнительные индивидуальные разъяснения. Работа с отдельными учениками имеет исключительное значение для предупреждения неуспеваемости. Чтобы весь класс усваивал материал равномерно, необходимо более внимательно относиться к отстающим, следить за их работой, вселять в них чувство бодрости и уверенности в своих способностях. В то же время педагог должен требовать, чтобы рисунки выполнялись старательно, без лишней спешки и не в ущерб качеству изображения.
В начальной школе дети часто намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими и очень черными, они сразу с силой давят на карандаш и тем самым лишают себя возможности вносить исправления в рисунок. Посоветуйте им легко прикасаться карандашом к бумаге.
Определенный интерес представляет решение детьми одного задания в разных техниках. Для этого класс можно разделить на творческие группы. Например, в программе Неменского Б.М., задание 1 урока («Теплые и холодные цвета») и задание 5 урока («Ритм силуэтов») в IV четверти 2 кл. предлагается выполнить живописными средствами и в технике аппликации и т.д. Задания по каждому уроку могут быть интерпретированы учителем, но при этом он не должен выходить за рамки изучаемой темы и всего содержания четверти. Педагог может также заменять одни живописные материалы другими (также и графические), однако ученик в течение четверти должен работать различными материалами. Таким образом, реализуется принцип свободы (разнообразие материалов, заданий) в системе ограничений (общей идеи урока и четверти).
С целью развития интереса школьников к изобразительной деятельности и расширения возможностей работы над созданием художественных образов разнообразными материалами допустимо использовать деление класса на подгруппы. Например, по программе Б.М. Неменского 2 кл. в III четверт и задание «Изображение контрастных состояний моря» выполняется так: один ряд или группа передает ласковое настроение моря, другая — бурное, третья — радостное и т.д. Задание «Украшение богатырских доспехов» можно выполнять в разных техниках — аппликация, живопись, комбинированная техника и т.д.
Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся.
Подведение итогов работы и завершение урока.
К концу работы все работы раскладываются на свободном месте. Учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему. Могут быть интересные формы коллективного обсуждения работ, выставления оценок учащимися друг другу, организация выставки и др.
Учителю рекомендуется систематически вести дневник, в котором после проведения урока делать его анализ, отмечать его положительные и отрицательные моменты, что дает возможность начинающему учителю быстрее овладеть педагогическим мастерством.
***
Педагогическое мастерство приходит не сразу, а в процессе ежедневного кропотливого труда. Учителю необходимо постоянно работать над собой, овладевать новыми методиками, изучать передовой опыт. Удовлетворение от проведенного занятия, благодарность учеников – достойная награда за нелегкий учительский труд. Преподавание становится искусством, когда педагог проявляет интуицию, умеет перестроить учебный процесс в связи с неожиданно возникшей ситуацией, творчески подходит к делу.
Ответьте на вопросы и выполните задания
1. Как учитель должен осуществлять подготовку к уроку?
2. Расскажите об основных этапах проведения урока.
3. На что следует обращать внимание в процессе самостоятельной работы учащихся?
4. В какой форме можно проводить подведение итогов урока?