Согл. А высшая цель гос-ва состоит в достижении добродетельной жизни, а поскольку добродетель - условие и гарантия счастья, то соответственно, жизни счастливой. Не случайно греческий философ определяет человека как общ-ое животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Такое воспитание. однако, может осущ-ться лишь в справедливом гос-ве. А был сторонником среднего материального достатка, когда в общ-ве нет ни бедных, ни слишком богатых людей. У А речь идет о гос-ве свободных рабы не считаются гражданами гос-ва. Люди от природы не равны, считает А; те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и др., тот раб по природе и может осуществлять волю другого. Считая душу началом жизни, он дает типологию разл. «уровней» души, выделяя растительную, животную и разумную души. Низшая душа - растительная - ведает функциями питания, роста и размножения, общими для всех вообще одушевленных существ У животной души к этим функциям прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания, т.е. стремление к приятному и избегание неприятного Разумная же душа, которая обладает из всех животных один лишь человек, помимо перечисленных функ-ций, общих у человека с растениями и животными, наделена высшей из способностей - рассуждением и мышлением. А приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом. А завершается классический период в развитии греческой философии.
|
|
Величие А в том, что ему удалось сохранить именно полифонию (многоголосие) древнегреческой философской мысли, её «весомость», «искание», «пробный» характер систем.