Понятие «сознание» не однозначно. П од ним имеют в видпсихическое отражение действительности, независимо от того на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеем в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того. что отражается. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание». Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание. осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают к нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страсгное искание истины. «...Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины». Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствие. радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т. д.) и аффекты (ярость, ужас. отчаяние и т. и.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства. Сознание не ограничивается познавательными процесса ми, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно структурированное целое.
|
|
|
|
Мышление. 1 Высший продукт особым образом оргаанизованной материи-мозга, активный процесс отражения объективною мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. М. возникает в процессе общественно-производственной деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение действительности, раскрытие ее «закономерных связей Материальные физиологические механизмы М. были исследованы II. II. Павловым н оформлены в виде учения о второй сигнальной системе. Однако М., будучи неразрывно (.вязано с мозгом, нс может быть полностью объяснено деятельностью физиологическою аппарата. Возникновение М. связано прежде всего не с биологическои эволюцией, а с общественным развнтием. М. есть общепвенньгй продукт и но особенностям возникновения, и по способу функционирования, и но своим рез-там. Это объясняется тем, что М. существует лишь в неразрывной связи с трудовой п речевой деятельностью, свойственной лишь человеческому об-ву. Поэтому М. человека осуществляется в теснейшей связи с речью и рез-ты его фиксируются в языке. М. свойственны такие процессы, как абстракция, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождения путей их решения, выдвиженце гипотез, идей и т. п. Результатом процесса М. всегда является та или иная мысль. Способность М. к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Образованно научных понятий часто связывается с формулированием соответствующих законов. Способность М. к опосредствованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Она позволяет доступных восприятию, познавать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Понятия и их системы (научные теории) фиксируют (обобщают) опыт человечества, являются концентрацией знаний людей и отправным пунктом для дальнейшего познания действительности. М. человека изучается различными науками (физиологией высшей нервной деятельности, логикой, кибернетикой, психологией, гносеологией и т. п.) и различными методами. Среди экспериментальных исследовании и последнее время большую роль приобрели методы исследования М. в форме его моделирования в виде различных кибернетических устройств. М, в жизни каждого индивидуума не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно (вязано с иными психическими процессами, т. е. не существует изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда Стремился оторвать М. 01 материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности об-ва), а если и признавал такую связь, то стремился представить М. отдельных индивидуумов как нечто производное от некоторых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей (напр., Гегель). Совр. буржуазная философия в лице нео позитивизма встала па позиции отрицания М. вообще как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет М., наряду с материей (в отличие от языка, к-рый всегда высыпает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Неопозитивизм игнорирует гот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. Через его анализ изучаются те свойства мозга, к-рые характеризуются как М.