Явления или процессы, на которые направлена
познавательная активность людей, называют объек-
том познания. Тот, кто осуществляет познаватель-
ную деятельность, становится субъектом познания.
Это может быть индивид, группа, общество в целом.
В истории философии сложилось несколько моделей
гносеологического отношения субъекта и объекта.
Одна из первых принадлежит древнегреческому мыс-
лителю Демокриту. У него субъект фигурирует не как
объект познания, а как его образ. Образ - тончайшая
оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвав-
шись от тела, он обретает самостоятельность. Обра-
зы исходят от всех вещей, растений и живых существ
вследствие их энергичного движения и теплоты. Об-
раз, достигая органов чувств, вызывает соответствую-
щие ощущения. Представители философии объек-
тивного идеализма ссылались на ≪непосредственную
данность≫ объекта в мысли субъекта. Чувственному
миру, возникающему на время, исчезающему насов-
сем, древнегреческий философ Платон противопостав-
|
|
ляет идеальный мир как действительный и реальный.
Г. Лейбниц отрицает субстанциональную пропасть
между Богом и миром, утверждает принцип ≪предус-
тановленной гармонии≫ как логической взаимосвязи
всех вещей мира, непрерывности их развития и со-
вместимости. Г. В. Ф. Гегель свое гносеологичес-
кое отношение к миру выстраивает на базе принципа
тождества мышления и бытия, тождества логическо-
го и исторического. В условиях тождества бытия и
мышления взаимосвязь субъекта с окружающим ми-
ром сводится к его чистой духовной активности.
Объект же превращается в проявление, форму этой
активности. Познание рассматривается как процесс
ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ЯДРО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение - система наиболее общих пред-
ставлений о мире в целом и месте человека в мире.
Данное определение принимается как исходное.
В нем представлен основной, универсальный во-
прос мировоззрения - вопрос об отношении чело-
века к миру. Имеется множество других определений,
соподчиненных данному. В понятие ≪мировоззрение≫
входят ≪мир≫ и ≪человек≫, две так называемые суб-
стратные подсистемы и четыре подсистемы, выяв-
ляющие отношения между ними:
1) генетическая подсистема;
2) гносеологическая, теоретико-познаватель-
ная подсистема;
Аксиологическая(ценностно-ориентацион-
ная) подсистема;