Гражданское общество - термин, которым начи-
ная с XVIII в. обозначали общественные, а в узком смыс-
ле - имущественные отношения Недостаток теории
гражданского общества у английских и французских ма-
териалистов проявлялся в непонимании его зависимо-
сти от развития способов производства. Они объясняли
его формирование естественными свойствами челове-
ка, политическими задачами, формами правления и за-
конодательства, нравственностью и т. д.
Гражданское общество, т. е. совокупность общест-
венных связей, рассматривалось ими как среда, в ко-
торой развертывается деятельность индивидов.
Г. В. Ф. Гегель понимал под гражданским обще-
ством систему потребностей, основанную на частной
собственности, имущественные и сословные отношения,
систему правовых отношений, а также догадывался о не-
которых законах развития общества. Его идеализм про-
явился здесь в признании зависимости гражданского
общества от государства, которое он в отличие от граж-
данского общества считал истинной формой объектив-
|
|
ного духа. Г. В. Ф. Гегель четко ставил вопрос о взаимо-
связи социально-экономической и правовой сторон
гражданского общества.
Он различает гражданское общество и политическое
государство. Гражданское общество, в его понимании,
это сфера реализации частных целей и интересов отдель-
ной личности. Г. В. Ф. Гегель выделяет три основ-
ных момента гражданского общества. Среди них:
1) система потребностей;
2) отправление правосудия;
3) полиция и кооперация.
Для гражданского общества необходимо не только
^ функционирование частной собственности, но и ее
защита со стороны закона, суда и полиции. Граждан-
ское общество и государство, по гегелевской концеп-
ции, соотносятся как рассудок и разум. Формирование
гражданского общества Г. В. Ф. Гегель связывает с раз-
витием буржуазного строя.
К. Маркс, критикуя его, использовал термин
≪гражданское общество≫. Он понимал под граждан-
ским обществом организацию семьи, сословий и клас-
сов, отношения собственности и распределения,
вообще формы, способы существования и функцио-
нирования общества, действительной жизни и дея-
тельности человека (этот термин используется для
обозначения буржуазного общества). К. Маркс подчер-
кивает их объективный характер и экономическое ос-
нование. В дальнейшем этот термин он заменяет
системой научных понятий (экономическая структура
общества, экономический базис, способ производ-
ства и т. п.).
Он исходил из того, что в гражданском обществе
следует искать ключ к пониманию исторического про-
цесса. Это неслучайно, ибо по логике марксизма
|
|
основополагающей является социально-экономиче-
ская сфера жизни общества. Эта сфера и присутствую-
щие в ней отношения собственности характеризу-
ются как основное звено развития гражданского
общества.
Обобщая разработанные концепции, можно сказать,
что в подлинно гражданском обществе каждый чело-
век имеет возможность свободно проявлять себя,
удовлетворить свои потребности. При этом он будет
пользоваться всеми средствами правовой и социаль-
ной защиты государства.
Г. В. Ф. Гегель считал, что свою духовную сущность
человек реализует, преодолевая природность, вклю-
чаясь в многообразие отношений общественной жиз-
ни (семья, собственность, государство, право и т. д.).
Русские философы XIX в. рассматривали челове-
ка в концепциях ≪философии тотальности≫ (целостно-
сти, коллективности) и ≪философии индивидуальности≫.
Первое направление представляли славянофилы.
Крестьянская община выступала у них как идеальный
≪нравственный мир≫, внутри которого только и возмо-
жен подлинно нравственный субъект, сочетающий лич-
ностное и коллективное начала. Западники ориентиро-
вались на западноевропейскую цивилизацию, на
личностное начало, критиковали православие.
К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериа-
листическую идею нравственного развития и роста чело-
века объективной природной и социальной реально-
стью. Эта концепция дополнена идеалистической идеей
человеческой активности, деятельности. Марксизм
связывает сущность человека с общественными усло-
виями его развития, сознательной деятельностью, в хо-
де которой человек оказывается предпосылкой и про-
дуктом истории.
Представители антропологической философии,
особенно экзистенциалисты, выступали против
диктата философских абстракций и материальных
вещей. Основными темами их размышлений стали
существование и духовный мир человека.
Экзистенциалисты считают, что гуманизм нахо-
дится под угрозой из-за технизации общества и чело-
века, опасности ядерной войны, марксистской доктри-
ны, абсолютизирующей всеобщность труда и техники.
идеи в учении об ≪антиномиях≫. И. Фихте развивает
≪антитетический≫ метод выведения категорий, содер-
жащий важные диалектические идеи. Вершиной в раз-
витии домарксистской диалектики была идеалисти-
ческая диалектика Г. В. Ф. Гегеля. Диалектика, по
его мнению, - ≪движущая душа всякого научного раз-
вертывания мысли, представляет собою принцип, ко-
торый один вносит в содержание науки имманентную
связь и необходимость≫.
Зрелое научное понимание диалектики созда-
но К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они построили
диалектику на основе материалистического понима-
ния исторического процесса и развития познания,
обобщения реальных процессов, происходящих в при-
роде, обществе и мышлении. В научной диалектике
сочетаются законы развития и бытия, и познания, так
как они тождественные по своему содержанию и от-
линаются только по форме.
Материалистическая диалектика не только ≪онто-
логическое≫, но и гносеологическое учение, логика,
рассматривающая мышление и познание одинаково
в становлении и развитии, поскольку вещи и явления
есть то, чем они становятся в процессе развития,
и в них, как тенденция, заложено то, чем они станут.
Главной категорией материалистической дизлек-
тики является противоречие. В учении о противоре-
чиях она раскрывает движущую силу и источник вся-
кого развития. В нем содержится ключ к остальным
категориям и принципам диалектического развития:
к развитию путем перехода количественных измене-
ний в качественные, к перерыву постепенности, от-
рицанию исходного момента развития и отрицанию
|
|
этого отрицания, повторению на высшем уровне не-
которых сторон первоначального состояния.