Леме ценностей.
Ни в коем случае не законы, но всегда лишь ценно-
Сти, утверждал Г. Риккерт, должны применяться в ка-
Честве руководящего принципа объяснения обще-
Ственных явлений. Ценности истолковывались как
Своего рода идеалы и тем самым ориентиры соци-
Ально-культурного развития общества.
По мнению В. Виндельбанда, Г. Риккерта цен-
Ности носят надысторический характер и образуют
В общем идеальный и трансцендентный (потусторон-
Ний) мир. Из этого мира исходят идеи. По мере
Осознания ценностей люди вырабатывают установки,
Которыми руководствуются в жизни, поведении.
М. Вебер предложил свое решение проблемы цен-
ностей. Он трактует ценность как ≪установку той или
иной исторической эпохи≫, как ≪свойственное эпохе
направление интереса≫, т.е. он подчеркивает земную,
Социально-историческую природу ценностей. Это имеет
Важное значение для реалистического поведения и дея-
|
|
Тельности.
Личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступаю-
Щие как ценности личности, образуют систему ее цен-
Ностных ориентации, стержень ее сознания и ста-
Новятся источником, побуждающим к действию
И поступкам.
В литературе существуют разные способы и прин-
Ципы классификации и иерархии ценностей. Так,
Выделяют цемности-цели, или высшие (абсолютные)
Ценности, и ценности-средства (инструментальные
Ценности). Говорят о ценностях положительных и от-
Рицательных, имея в виду их социальное значение
И последствия их реализации. Можно выделять мате-
Риальные и духовные ценности и т. д. Важно подчерк-
Нуть, что все они находятся между собой в тесной взаи-
Мосвязи и единстве и образуют целостность мира
Каждого человека.
Однако, несмотря на различные формы дифферен-
Циации ценностей и их относительный характер, име-
Ется самая высшая и абсолютная ценность - это
Сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рас-
Сматриваться только как ценность-цель, и никог-
Да к ней не должно быть отношения как к ценности-
Средству, о чем так убежденно писал И. Кант. Чело-
Век - это самоценность, абсолютная ценность.
Такую же ценность составляют и социальные общ-
Ности, и общество в целом, которые также являются
Субъектами ценностей. Основа этого заключена в со-
Циальной сущности человека и вытекающей отсюда
Диалектике общества и личности.
Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести
|
|
такие ≪предельные≫ и наиболее общие для людей
Ценности, как смысл жизни, добро, справедливость,
Красота, истина, свобода и т. д.
Исследуется в теории ценностей (аксиологии), кото-
Рая устанавливает соотношение ценностей с миром