^ философии. Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) ≪Новая Ат-
лантида≫ - познание природы и использование зна-
Ния как основы социального благополучия. Возрож-
Дать надо не учения античной философии, а дух поиска
(как у досократиков) и естественный разум, проница-
Тельность, очищая от заблуждений, опираясь на экс-
перимент и индуктивный метод {от частного к обще-
Му), которые способны дать полную и полезную
Картину мира. Философия в широком смысле -
Система всех опытно-рациональных познаний, до-
Ступных разуму как особой способности человека (па-
Мяти соответствует история, воображению - поэзия).
Философия в узком смысле - учение о видах знания
И их соотношении, о методе (органоне) познания. Ре-
Лигия и философия отличаются. Религия покоится на
Сверхъестественном откровении, строится на авто-
Ритете; философия - на данных органах чувств, ее
Основы обсуждаемы и проверяемы. Поскольку уста-
Навливаемая познанием связь природных явлений
|
|
Указывает на существование Бога, возможна естест-
Венная теология, соответствующая естественной
Религии.
Мишель Монтень {1533-1592) ≪Опыты≫. Рели-
Гия - общественное установление для организации
Жизни народа, а не постигаемая разумом истина.
Постижение мира относительно. Сомнительна естест-
Венная теология. Наши знания скорее знания о не-
Знании, чем знания о том, что мир есть сам по себе.
Знание о незнании (ученое незнание) стимул к со-
Мнению во всех утверждениях, к поиску истины. Исти-
На - процесс. Есть положения с высокой степенью
Вероятности (человек не центр мира). Эпоха Воз-
Рождения открыла путь автономной философии, опи-
Рающейся на опыт и естественный разум, обосновы-
Вающей знания о природе, самоценность жизни,
Естественные право и мораль, религию.
Утверждение возможности магического воздействия на
Природу.
На более глубоком уровне поиск метафизических
оснований гуманизма:
1) Николай Кузанский (1401-1464);
2) Джордано Бруно {1548-1600).
Кардинал католической церкви - его метод ана-
Логичен математическому - состояние ученого не-
Знания: осознание структурной диспропорции между
Конечным человеческим разумом и бесконечностью,
В которую он включен и куда стремится. Конечный
Разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая
Его как единство противоположностей. Конечные вещи
Связаны с бесконечностью, с целым. Каждая вещь
|
|
И человек в свернутом виде содержит весь мир, как
микрокосм. Человеку- микрокосм и на другом уровне:
Обладая разумом и сознанием, он включает в себя
Образы всех вещей - действительных и возможных.
Человек создан для творчества.