Ученый в 1747—755 гг. - в ≪докритический≫ пери-
од (до 1770 г.) создал ≪небулярную≫ космогоническую
Гипотезу происхождения Солнечной системы из туман-
Ности - гипотезу о большой Вселенной вне нашей Га-
Лактики - учение о замедлении в результате при-
Ливного трения - суточного вращения Земли - учение
Об относительности движения и покоя.
Эти исследования, объединенные материалисти-
Ческой идеей естественного развития Вселенной
И Земли, сыграли важную роль в формировании диа-
лектики. Философ в ≪докритический≫ период под влия-
нием эмпиризма и скептицизма/}. Юма:
Наметил различие между реальным и логическим
основанием;
Ввел в философию понятие об отрицательных ве-
личинах;
3) осмеял увлечение современников мистикой и ≪духо-
видением≫.
Ограничивается роль дедуктивно-формальных ме-
Тодов мышления в пользу опыта. В 1770 г. - переход
И. Канта к воззрениям ≪критического≫ периода.
|
|
≪Критика чистого разума≫ - 1781 г., ≪Критика
практического разума≫ - 1788 г., ≪Критика спо-
собности суждения≫ - 1790 г.
Это теория познания, этика, хтетика и учение о целе-
Сообразности природы.
И. Кант выступает против догматизма абстракт-
Ной философии (метафизики) - без предварительно-
Го исследования форм познания и границ познава-
Тельных способностей.
Приходит к агностицизму: дуалистическому уче-
V нию о непознаваемости ≪вещей в себе≫, являющихся
Объективным источником ощущений. Познаются толь-
ко ≪явления≫, посредством которых вещи себя обна-
Руживают. Явления образуют сферу бесконечного
Возможного опыта. Достоверное теоретическое зна-
Ние имеется только в математике и естествознании.
Оно обусловлено существованием общезначимых
Априорных форм, упорядочивающих хаос ощущений.
Априорные формы рассудка (понятия) + априорные
формы связи (синтеза) чувств и понятий = основа за-
Конов: постоянства, взаимодействия, причинности.
И. Кант считал, что равно могут быть обоснованы
противоположные решения:
1) мир и конечен, и не имеет пределов;
Существуют неделимые частицы (атомы) - и таких
частиц нет;
Все процессы (поступки) протекают как причинно
обусловленные, и совершаются свободно;
Имеется безусловно необходимое существо - и та-
Кого существа нет.
Итак, разум по природе антиномичен - раздваива-
Ется в противоречиях. Но они кажутся. Решение - в огра-
ничении знания в пользу веры, в различении ≪вещей
|
|
в себе≫ и ≪явлений≫, в признании ≪вещей в себе≫ непо-
Знаваемыми. Учение И. Канта об антиномичности ра-
Зума стало толчком для разработки положительной
Диалектики в идеализме немецкой классической фило-
Софии. В разуме заложено стремление к знанию, выте-